“Во время Исповеди и Причастия
в лоне матери может погибать
мучительной смертью, убиваемый
противозачаточными средствами
ее ребенок. Причастие во время
убийства – это страшный парадокс
нашей современной духовной жизни!”
Архимандрит Рафаил (Карелин)
“В аду на земле”
Современное общество забыло о том, что дети – это дар Бога, и, как любой дар, его не просто получить. Ведь зарождение человеческой жизни – это чудо Божье, быть или не быть зачатию – решает Господь, это всецело находится в Его власти. Если бы зачатие зависело только от супругов, то почему же тогда не все люди могут иметь детей? Нет, все “зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего” (Рим. 9, 16). Супруги являются лишь орудием, лишь соучастниками в творческом акте Создателя.
Появление же еще одного чада умножает благодать Божию в семье. Апостол Павел пишет о том, что чадородие – это путь спасения для супругов. Жена “спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием” (1 Тим. 2, 15). Поэтому в Таинстве Венчания Церковь молится, прежде всего, о том, чтобы Господь даровал вступающим в брак “семя долгожизненное”, “о чадех благодать”, “плод чрева”, “доброчадие”.
У святителя Иоанна Златоуста есть замечательные слова: “Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем… образ Воскресения”. Поэтому у еврейского народа, как и у всех народов Земли, бездетность или малочадие воспринимались как наказание, а многочадие всегда считалось благословением Божиим.
В наше время такое явление, как многодетная семья, довольно редкое. Для “нормальной” семьи сегодня считается в порядке вещей иметь одного – двух детей. Многими людьми дети воспринимаются как обуза, помеха в достижении земного благополучия, карьеры – одним словом, удобств жизни сей. Дети мешают нам наслаждаться жизнью, «брать от жизни все». Они приносят слишком много неудобств, проблем, неприятностей. Ради них мы вынуждены жертвовать своим здоровьем, душевным покоем, развлечениями и удовольствиями. Чтобы воспитывать детей, необходимо предъявлять к себе самые высокие требования, потому что дети – это наше отражение. Они требуют слишком много терпения, любви, самопожертвования, но жертвенность сегодня не в моде. Поэтому многие отвергают этот дар Божий, и различными средствами «планируют» количество детей в семье, прибегая к абортам и контрацептивам.
Об абортах в последнее время говорится много. Их безнравственность заключается в том, что на самом деле нет никакой разницы между убийством зародыша, маленького ребенка и взрослого человека – убийство остается убийством. Согласно учению Церкви, которая с трепетом относиться к великому таинству зарождения новой жизни, человек наделяется бессмертной душой в сам момент зачатия. Он еще не родился, но он уже есть, и уже в утробе матери он дорог Церкви. Она ждет его появления на свет и готова с радостью встретить его: вот, новый человек, образ и подобие Божие, пришел в мир. Поэтому существуют даже церковные праздники, посвященные зарождению новой жизни. 22 декабря по новому стилю Церковь празднует Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы, 6 октября по новому стилю – Зачатие Иоанна Предтечи в утробе праведной Елисаветы.
Наука уже давно пришла к выводу, что даже самая первая клетка человеческого зародыша – зигота – является неповторимым созданием и содержит всю информацию о человеке: его пол, рост, цвет волос, черты лица, строение всех белков, группу крови, способности…
Но если к абортам в обществе постепенно формируется отрицательное отношение, то мало кто знает, что нет никакой разницы между абортом и многими противозачаточными средствами. Ни один врач в женской консультации, больнице или роддоме не скажет женщине, что и спираль, и гормональные таблетки – это мини-аборт. В наше время фармацевты, изготавливающие эти средства, практикующие врачи и СМИ, рекламирующие так называемые противозачаточные средства, скрывают их действие, потому что реализация подобного рода продукции очень прибыльна. Большинство же контрацептивов (прежде всего гормональные препараты и внутриматочные спирали) не предотвращают зачатия, а рассчитаны на убийство уже живого эмбриона. При использовании спирали и гормональных таблеток ребенок (да, именно ребенок, так как на любой стадии развития это человек, образ и подобие Божие) может жить в утробе женщины до девяти дней, а затем, лишенный своей жизненной среды, необходимой для развития, погибает от голода.
Этот грех особенно опасен тем, что он почти никем не осознается грехом. Комфортабельный способ совершить убийство, избавляющий от угрызений. Достаточно проглотить таблетку, и все проблемы решены: ни боли, ни возможных после аборта осложнений, ни укоров совести. Женщина даже не знает, что в ней была загублена новая жизнь. Поэтому те, которые делали аборты, приходят на Исповедь, каются, называют число загубленных младенцев, оплакивают эти грехи, а те, которые не делали абортов, но предохраняются, чаще всего говорят так: “Какие у меня грехи? Абортов не делала и т. д. – одним словом, вот такая я хорошая”. “Дорогая моя, – хочется порой сказать, – да если ты предохраняешься, то вполне возможно, что внутри себя не один десяток жизней загубила, только не хочешь этого осознать и понять. И даже не подозреваешь о том, что ты убийца”.
Конечно, многие женщины, пользуясь указанными контрацептивами, не знали, что они убивали уже живых детей, потому что им об этом никто не сказал. Но убийство, даже невольное, все равно остается убийством. Гражданский суд за убийство строго наказывает, изолирует убийцу от общества, сажает в тюрьму или лишает жизни, но если человеческий закон за убийство карает так строго, то каков будет Суд Божий, который постигнет нераскаянных детоубийц. В день Страшного Суда все дети, убитые в материнской утробе, предстанут перед родителями, и родители должны будут дать ответ.
А потому те супруги, которые предпринимают хоть какие-то противоестественные средства к тому, чтобы не рождались дети, пусть знают, что они пребывают в нераскаянном грехе, должны покаяться и жить не по своей злой воле и не по дьявольской воле, а по воле Божией. Не надо изгонять Господа из своих семей, как был изгнан Богомладенец Христос из Вифлеема – давайте пригласим Господа в свой дом, дабы достичь спасения! Будем помнить, что, где предохраняются от беременности, там Бог сознательно изгоняется из семьи. Такие люди могут ходить в храм Божий, участвовать Таинствах Церкви, даже выполнять церковные послушания, но Таинства эти послужат не ко спасению, а “в суд и во осуждение”.
Что значит покаяться? Значит, изменить своё сознание и иметь намерение не грешить. Если человек пришёл на исповедь, но говорит, что он грешил и будет грешить, то здесь покаяния нет, и священник имеет право не накладывать епитрахиль, не читать разрешительную молитву, не допускать до Причащения. Если нет намерения оставить грех – нет и покаяния. Нельзя играть своим спасением! Апостол Павел предостерегает: “Страшно впасть в руки Бога Живаго” (Евр. 10, 31).
Трудно и мучительно вскрыть в себе духовную скверну и извлечь её из своей души; это так же больно, как удалить какую-нибудь опухоль или гнойник из тела; но если мы не сделаем этого, то лишим себя спасения. Поэтому надо честно себе сказать: “Да, я убийца, угождая своим страстям, противозачаточными средствами или спиралью я загубила множество невинных душ в своей утробе, даже не знаю сколько. Господи, прости меня, что я противилась Твоему Всеблагому Промыслу и, может быть, не дала возможности родиться мировому гению, учёному, художнику, музыканту, может быть, священнику, архиерею или угоднику Твоему”. Каяться должны не только женщины, но и мужчины, ведь часто они заставляют женщин предохраняться или делать аборт.
Этот остаток жизни, который Господь даровал для покаяния, надо провести “во всяком благочестии и чистоте”. Сказано: “Милостыня очистит грехи” (Сир. 3, 30). Поэтому тот, кто лишил себя возможности ухаживать за собственными детьми, пусть жертвует в детские дома, приюты, в детские колонии, может быть, кто-то возьмёт на воспитание ребёнка из детского дома и таким образом искупит свои грехи.
(При подготовке статьи использована работа иерея В. Вольского «Грех против семьи»)