В начале ХХ века в Тамбовской губернии действовали несколько сектантских течений, которые с 1905 года, в связи с введенной в Российской империи свободой вероисповедания, значительно активизировали свою работу [1, с. 20]. В основном их адепты проживали в сельской местности. Благоприятной почвой для распространения сект в народе служили, прежде всего, безграмотность и невежество местных крестьян, которые нередко попадали под влияние тех, кто по своему произволению, без опоры на традицию толковал Священное Писание, догматические и духовно-нравственные истины христианства. Исследователь сектантства в Тамбовском губернии, выпускник Тамбовской духовной семинарии, известный краевед И. И. Дубасов в своих очерках по истории края, в частности, писал, что «широкое развитие сектантства в Тамбовской епархии свидетельствует о том, что тамбовское народонаселение всегда отличалось чуткостью к религиозным вопросам, хотя понимало их весьма узко и наивно» [2, с. 153]. До 1917 года понятие «секта» у православных, как правило, ассоциировалось с понятием «ересь». Так с древности называли все лжеучения, искажавшие святоотеческое учение и постановления Соборов о вере и нравственности. «Ереси, или секты, как их именовали в богословской литературе в XIX веке, возникшие в древности, не все исчезли и ушли в небытие. Многие из них продолжали существовать и еще долго оказывали влияние на формирование специфической религиозной среды» [3, с. 20].

Ко времени назначения священномученика Кирилла на Тамбовскую кафедру в губернии насчитывалось до 15 000 сектантов [4, с. 14–15]. Миссионерскую деятельность в епархии организовывало Тамбовское Серафимовское миссионерско-просветительское братство. Оно было основано епископом Палладием (Раевым) в 1875 году и к 1910 году имело тринадцать отделений и двух епархиальных миссионеров, которые на постоянной основе проводили просветительские мероприятия. Благодаря деятельности братства в Тамбовской епархии «в среднем ежегодно к Православию присоединялось 50 – 60 сектантов и раскольников» [5, с. 374].

Вполне вероятно, в миссионерской работе с сектантами епископу Кириллу помогал опыт служения в Урмийской миссии (Персия), которую он, будучи архимандритом, возглавлял с 1902 по 1904 год [6, с. 194], где занимался присоединением к Православной Церкви несториан-ассирийцев.

Посещая храмы в тех селах, в которых находились сектантские общины, епископ Кирилл обращался к прихожанам с проповедями, где касался различных аспектов еретических учений и указывал на их пагубность и нелепость. Обличая заблудших, архипастырь, прежде всего, обращал внимание на принципиальные различия сектантских учений и православной христианской веры. Он говорил, что русские люди не могут разделять чуждые взгляды сектантов, поскольку они не только побуждают православных отступить от веры отцов и дедов, но и настраивают на измену своей Родине. Это должно настораживать верующих и побуждать их критически относиться к пропаганде адептов лжеучений. Святитель разъяснял народу, что приверженцы сект являются людьми, предавшими Православие. По мысли владыки, если человек является русским по происхождению, то обязан быть носителем православной религии. Когда русский человек изменяет Православию, говорил архипастырь, «он перестает быть и русским. По виду у сектантов все русское, одежда и наружность русских, но дух не русский… Берегитесь их заблуждений, иначе перестанете быть русскими» [7, с. 125]. Агрессивная миссия как зарубежных протестантских проповедников, так и местных отступников от Православия приносила свои горькие плоды, и некоторые вчерашние последователи традиционной веры переходили в секты. Отвергнув Православие, обуреваемые бесовской гордыней, они заменили «истину собственными толкованиями и многое признают ненужным. Они начинают отрицать обряды, священство и самую Церковь» [8, с. 662]. Характеризуя всевозможных еретиков ХХ века, святитель Кирилл уподоблял их надменным и лицемерным книжникам и фарисеям – современникам Христа. Новые фарисеи, как и их библейские предшественники, толкуя Священное Писание по-своему, думали, что «поняли писание настолько правильно, что другого понимания и быть не может» [9, с. 279]. Оберегая православную паству от сектантских заблуждений, владыка вместе с тем призывал верующих относиться «к раскольникам с любовью» [7, с. 125] и примером своей благочестивой жизни содействовать их возвращению в лоно Церкви.

Тамбовский архипастырь был убежден, что православный христианин обязан не только на словах исповедовать непреложные основы своей веры и быть готовым дать вопрошающим ответ о своем уповании (ср. 1 Петр 3, 15), но призван делами засвидетельствовать истинность своих религиозных убеждений. Если же необходимых церковно-исторических и богословских знаний недостает и понять определенные тексты Священного Писания и некоторые догматы Православия весьма трудно, то необходимо воспользоваться соборным разумом Церкви, бесценным наследием древних святых отцов, а также духовным опытом более поздних подвижников, пастырей и богословов. В любом случае не следует верить тем, кто искажает нормы православной веры своим лукавым мудрованием, кто рядится в невинных овец, а на самом деле является хищным волком, соблазняющим и расхищающим словесных овец стада Христова – чад Православной Церкви. Святитель говорил, что диавол всегда воюет против спасения человека и направляет «для борьбы против Истины своих слуг, которые обязаны будут стараться подменить истину апостольского учения ложью. Они не остановятся перед дерзостью выдавать себя за посланников Божиих, будут говорить о Христе и о Царстве Божием. Но не о том Христе, Который приходил для спасения нашего, а о своем выдуманном» [10, с. 293–294].

Среди всех сектантов, действовавших на Тамбовской земле, к наиболее многочисленным группам относились баптисты, молокане и хлысты. Довольно большой (до 1700 человек) была также секта жидовствующих, или субботников, основывавшая свое учение на Ветхом Завете. Кроме того, в губернии имелось и незначительное число скопцов и толстовцев. Молокане и хлысты существовали в епархии с XVIII века, а баптисты появилась в 80-х годах ХIХ столетия и действовали весьма активно. Проживали баптисты в 30 населенных пунктах губернии. Общее число их в начале века достигало 1800 человек [11, с. 12]. Наиболее напористо они вели себя в Борисоглебском уезде. М. Третьяков, служивший при святителе Кирилле епархиальным миссионером, в своей брошюре «Сектантство Тамбовской губернии» писал, что баптисты верят в достижение спасения человека исключительно через личную веру во Христа и Его страдания. Крещение и вечеря Господня, по их представлению, являются не таинствами, а простыми обрядами, причем принимать крещение, согласно их учения, должно быть позволено только взрослым людям. У баптистов «есть свое богослужение, соединенное со свободным вдохновением и импровизированными молитвами» [11, с. 13].

Проповедуя на приходе, где имелась община баптистов, епископ Кирилл обратил внимание прихожан на утверждение сектантов о том, что для достижения святости и спасения якобы достаточно только уверовать во Христа. Зная, что баптисты ведут работу среди жителей села, владыка учил: «Вам… сектанты говорят: “Мы уверовали и уже святы”. Сравните эти слова со словами Христа… Христос зовет к самопожертвованию, они – к легкой жизни. Христос… говорил: “Многие придут под именем Моим и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят… Кто скажет вам: “вот здесь Христос”, или “там”, – не верьте” (Мф. 24, 5: 23). И мы, посланники Божии, говорим вам, не верьте… самозваным учителям» [12, с. 130–131].

Владыка призывал верующих не поддаваться пропаганде еретиков, а следовать православным христианским традициям, заложенным на Руси равноапостольным князем Владимиром. Святитель говорил, что при этом мудром крестителе и просветителе своего народа русские христиане молились, постились и почитали пастырей точно так, как делают это и в настоящее время. Преосвященный Кирилл объяснял, что каноны и традиции, соблюдаемые православным народом, появились еще во времена святых апостолов и святых отцов первых веков христианства и не могут быть подвергнуты никакой ревизии. «Кто поднимает руку на уклад Церкви, – предостерегал владыка, – те в мудрости своей объюродеша и нам за ними идти нельзя… нам нужно бегать разных нашептывателей» [7, с. 81]. На критику сектантов относительно содержания православного духовенства на пожертвования прихожан архипастырь отвечал: «Неужели те, кто проповедует баптизм, питаются только воздухом? Нет, и они хлеб едят, и покупают его на деньги, получаемые из источника вне нашей Родины. Оттуда идут большие средства, – при помощи коих стремятся развратить русский народ… Скажите им, на лукавые их речи: если Господь судил служителям алтаря от алтаря и питаться, то это значит, что верующие ценят свою веру. Это апостольский способ питания пастырей» [7, с. 81] Церкви.

Наиболее нетерпимо баптисты относились к православной традиции почитания икон, которая была утверждена VII Вселенским Собором. В корне противореча Священному Писанию и полностью отвергая решения этого Собора, они обвиняли православных в идолопоклонстве и даже в язычестве. Изобличая сектантов, владыка говорил, что если бы они усвоили урок, «данный Иисусом Христом книжникам и фарисеям, то нашли бы в Библии, что тот же Моисей, получивший от Господа Бога 2-ю заповедь, запрещающую творить идолов, в то же самое время и от Того же Господа Бога получил повеление построить скинию, а в ней на крыше ковчега завета поставить литые изображения херувимов, и, найдя это, поняли бы, что есть громадная разница между идолом – изображением бездушной твари, и иконами… Иконы для нас, те же книги, тот же глагол Божий и наставление, только написанные не буквами и словами, а целыми событиями и лицами» [9, с. 280]. Доводы святителя в защиту икон были общеизвестны, но он сознательно повторял их в храме, допуская, что его проповедь мог тайно слушать кто-то из членов секты. В этой связи можно отметить, что епископ Кирилл считал православные храмы важнейшими местами для миссионерской проповеди. Он говорил, что, где нет православного храма, там открывается простор для беспрепятственной пропаганды сектантов.

Еще одной сектой, которая активно действовала и получила наибольшее распространение в Тамбовском, Моршанском и Борисоглебском уездах Тамбовской губернии, являлись молокане. Ее основателем в XVIII веке стал некто Семен Уклеин. Приверженцы секты называли себя молоканами, так как постом употребляли молоко. Они считали, что их учение якобы является «словесным молоком». По мнению миссионера М. Третьякова, эта секта в епархии насчитывала «до 9000 человек обоего пола. Всех пунктов молоканских до 120» [11, с. 1]. Молокане учили, что Иисус Христос не равен, но подчинен Богу Отцу, Его воплощение призрачно. Многие члены секты не верили в бессмертие души, а Второе пришествие Христово, суд и кончину века понимали духовно. Богу, как учили молокане, нужно служить духом, и поэтому никаких обрядов и таинств не требуется. Спасение достигается с Божией помощью только «доброй жизнью и чтением Священного Писания» [11, с. 2]. Глубоко сожалея о том, какой соблазн вносили молокане в среду православных и скольких совратили с истинного пути, владыка говорил: «Грустно становится за православного человека и за тех, что замутили эту чистую воду христианства» [7, с. 80]. Святитель Кирилл особо подчеркивал, что свой главный удар сектанты наносят, прежде всего, по Православной Церкви, отрицая само ее существование. Он говорил: «Молокане в своем заблуждении думают, что от Христа до Уклеина не было истинной веры… безумие, что Уклеин открыл истину Христову» [7, с. 124]. Понимая всю абсурдность утверждений сектантов, епископ Кирилл спрашивал: «Чем же объяснить, что еретики находят себе слушателей?» – и отвечал: «Причина этого в нашей лености и нашем религиозном невежестве. Ведь не знать легче, чем знать и не исполнять легче, чем исполнять. А лжеучитель одно только и твердит, что совсем не нужно знать того, чему учит Православная Церковь, и не следует исполнять ее повелений. Живи, стало быть, как хочется, а не как Бог велел. Чего же легче!» [10, с. 294]. Стараясь уберечь свою паству от сектантских идей, разрушающих духовный мир конкретного человека, традиционной многодетной семьи и православный уклад жизни на селе, владыка взывал к людям в своих проповедях: «Помните, что… мы спасаемся не своими силами, а… Божественной благодатью, чрез причащение Святых Таин. Он (Христос. – Прим. авт.) Сам установил и передал нам Свои благодатные средства ко спасению. Какой путь установил Господь для спасения, тем и должны идти. Свои благодатные средства Он передал нам через апостолов… Утверждения (сектантов. – Прим. авт.), что у них… спасение, богохульны. Этим они возводят хулу на Святого Духа» [13, с. 1123]. Архипастырь указывал, что сектанты по определению не могут иметь подлинного знания об Истине, потому что ослеплены гордыней и повсюду хвалятся своей, как им кажется, благочестивой жизнью. «Но ведь похвалы эти не новость, – говорил святитель, – книжники и фарисеи не только сами хвалили себя, но и другие похваляли их» [14, с. 376]. Превозносясь над окружающими людьми и заявляя, что они «только одни познали истину Христову» [15, с. 478], молокане противятся основам христианства, которое с древнейших времен зиждется на смирении, и самый яркий пример его преподал всем Сын Божий.

В это время удобными местами для сект в Тамбовском крае являлись железнодорожные станции, где всем распоряжались купцы-сектанты. Именно там, подчеркивал владыка, «они командуют православными, притесняя их» [16, с. 764–765]. Дело в том, что массово строившиеся тогда станции очень скоро становились центрами населенных пунктов, в которые устремлялись на поселение сектантские проповедники. В качестве примера святитель называл станцию Сампур в Тамбовском уезде, где молоканские общины были организованы в трех молитвенных домах. «Там гнездо сектантов, – был уверен владыка, – и им скорее нужно дать отпор. … Я обращаюсь к вам с просьбой оказать этому селению помощь на построение храма» [16, с. 765]. Всемерно поддерживая возведение храма в поселке Сампур, архипастырь исходил из того, что храм непременно станет центром миссионерской духовно-просветительской работы среди местного населения, а без него организовать работу против сектантов будет гораздо сложнее.

Преосвященный Кирилл также обличал сектантов за отказ почитать Пресвятую Богородицу. Он подчеркивал, что для подобных еретиков не являются убедительными ни священные тексты Евангелия, ни пророческие слова Девы Марии, которые Она произнесла при встрече с праведной Елизаветой, сказав, что «будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). «Сколько бы не отрицали эти фарисеи новых дней величие нашей Заступницы, Ея чудодейственное участие в жизни христиан, эти знамения и чудеса всегда оживляют благодатную память о Пресвятой Богородице! Сколько бы не отрицали они исторические события, записанные современниками, им не удастся изгладить из истории эти записи. Наш долг молиться, да простит Он тех, кто Ее хулит, отказываясь почитать Ее святые иконы. Да простит Он всех и вернет их в ограду Церкви» [15, с. 479].

Нередко в своих проповедях архипастырь обращался к «нездоровой и зловредной увлеченности народа ересью хлыстовства» [17, с. 122]. Предположительно, свое название хлысты получили потому, что во время собраний они били (хлестали) себя по телу жгутами или прутьями. Учение этих сектантов вызывало у епископа Кирилла самое сильное неприятие и представляло собой, по его выражению, «гнусное явление» [18, с. 112]. Хлысты получили распространение в Борисоглебском, Тамбовском и Усманском уездах, но, пожалуй, активнее всего они действовали в Кирсановском уезде, где их общины имелись в 15 поселениях. «Всех пунктов, зараженных этою сектою в епархии 31. Количество всех сектантов до 1500 человек обоего пола» [11, с. 35]. Хлыстовцы делились на анисьевцев и перфильевцев и были воинственно настроены против Православия. Бог, согласно их учению, является высшим таинственным могущественным существом. Христос Спаситель для них – просто человек, обладающий особой силой. Христов и богородиц может быть много [11, с. 36]. Учение хлыстов отличалось наибольшей абсурдностью по сравнению с другими сектами. Епископ Кирилл спрашивал свою паству, как вообще эта, по сути, богоборческая ересь могла прельщать православных христиан, обладавших совершенным Откровением и полнотой Божественной Истины: «Что это за учение с отрицанием жизни, с отрицанием деторождения? Либо это учение само себя осуждает на смерть, либо оно яд, душащий других… И все это происходит потому, что люди стремятся толковать слово Божие по своей воле, по своему разуму, не считаясь с учением святых отцов и учителей Церкви» [9, с. 280]. Абсолютный беспредел и произвол в вероучительных и нравственных вопросах приводил членов хлыстовских общин к полной духовной деградации, вплоть «до отрицания деторождения» [19, с. 322].

Священномученик Кирилл давал православным христианам отеческие советы, как устоять под натиском сектантов: «Укрепляйтесь при этих нападках воспоминанием слов Господних: “Дерзайте, Я победил мир”! Да. Он победил мир, и оружие этой победы оставил в нем для нашего пользования. Посмотрите на эту святую икону Спасителя и на то, что начертано на том листе Евангелия, который Христос держит раскрытым всегда перед глазами: “Будете в любви Моей. Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей” (Ин. 15, 10). Возьмите эти слова себе в руководство. В этих словах указано нам средство победить врагов – это средство любить Господа, как Он возлюбил нас, и исполнять заповеди Его: нападут на вас враги, заботьтесь не столько о том, чтобы избежать их ударов, сколько о том, что должны мы любить Господа и исполнять заповеди Его, против любящих Господа не устоит никакой враг. Если Господь с нами, то кто может быть против нас. Пусть вы не сумеете ответить нападающим, но вы победите их своей праведной жизнью» [20, с. 501]. Святитель был убежден, что, исповедуя Православие, христианин всегда должен поступать по законам Православия. Нормы веры должны стать нормой жизни каждого православного человека. Если же наша жизнь не будет соответствовать тому, во что мы верим, то никого мы не сможем убедить и привести к Истине.

Антисектантская деятельность святителя Кирилла свидетельствует о том, что в его лице Русская Православная Церковь имела «мужественного и стойкого защитника веры перед лицом сектантства» [21, с. 116], а Россия – патриота, последовательно отстаивающего независимость и духовную безопасность своего Отечества. Более ста лет назад священномученик  обращал внимание современников на то, что сектанты осуществляют свою прозелитическую миссию в России на финансовые средства, которые щедро получают от зарубежных покровителей, от тех, кто вынашивает планы разрушить российское государство изнутри. Критически разбирая лжеучения сект, архипастырь стремился указать на духовно-нравственные причины сознательного уклонения людей на путь еретического противостояния правде Божией, старался, чтобы его паства глубоко усвоила догматическую истину, что Христос – истинный Бог и истинный Человек. В основанной Им Церкви, которая будет пребывать во веки веков, действует благодать Святого Духа, всегда немощных врачующая и оскудевающих восполняющая и наставляющая человека на всякую истину (ср. Ин. 16, 13). Он учил, что, увлекая людей в свои сети, сектанты приводят их к духовной смерти, лишают вечного пребывания в раю с Богом – Источником жизни. Он наставлял чад Церкви, что наследовать Царство Небесное можно только при условии, если жить по заповедям Божиим, изложенным в Священном Писании, сохранять православные традиции, отвергать ереси, порожденные беспредельным самомнением и отрицанием полноты Божественного Откровения, явленного человечеству Сыном Божиим. Своими миссионерскими проповедями архипастырь все делал для того, чтобы ослабить «активность сектантского движения в епархии и интерес к сектам со стороны общества» [22, с. 137], оградить от заблуждений православных христиан, «чтобы не привносились извне в наше культурное пространство… противоестественные нормы и правила жизни» [23, с. 162]. Противоборство сектантству в миссионерском делании священномученика Кирилла сочеталось с миротворческим духом и милосердным отношением к заблудшим, что отвечало призыву Христа Спасителя: «… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Известен случай, когда после длительной миссионерской беседы со святителем отступник сказал: «Вы добрый отец, вот всегда бы так говорили с нами» [1, с. 23].

В завершение следует сказать, что мудрые наставления и призывы Тамбовского святителя весьма актуальны и в настоящее время. Сегодня враг рода человеческого как никогда изобретательно и коварно действует в мире. Наш священный долг – следовать правде Божией, блюсти заповеди Евангелия и традиции Православия, не поддаваться противоборствующим либеральным и постмодернистским тенденциям, безудержной пропаганде расчеловечивания. Мы призваны сохранять «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3), не допускать очернения нашей отечественной истории и духовной культуры, нивелирования их всемирного значения. Особенно важно всем нам в условиях влияния внешних религиозных, политических, социокультурных факторов, а также внутренних мучительных поисков надежной духовно-нравственной опоры свидетельствовать о верности Святой Христовой Церкви, святоотеческому наследию Православия, на непреходящих духовных ценностях которого более тысячелетия успешно созидалось наше Отечество, российская государственная, церковная и общественная жизнь.

Митрополит Тамбовский и Рассказовский

ФЕОДОСИЙ

Список литературы

  1. Лозовский, А., свящ., Алленов, А. Н. Священномученик Кирилл (Смирнов) и миссионерская деятельность в Тамбовской епархии в 1910 – 1917 годы / Священник Антоний Лозовский, А. Н. Алленов. – Текст : непосредственный // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – Тамбов, 2017. – № 5. – С. 19–26.
  2. Дубасов, И. И. Очерки истории Тамбовского края / И. И. Дубасов. — Тамбов : Юлис, 2004 г. — 782 с. — Текст : непосредственный.
  3. Конь, Р. М. Введение в сектоведение / Р. М. Конь. — Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2008. — 495 с. — ISBN 978-5-903657-09-4. — Текст : непосредственный.
  4. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии 1910 г. / Под. ред. А. Е. Андриевского. — Тамбов : Канцелярия Тамбовской духовной консистории, 1911. — 877 с. — Текст : непосредственный.
  5. Лёвин, О. Ю. Тамбовская епархия / О. Ю. Лёвин. — Текст : непосредственный // Православная энциклопедия. — Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2022. — Т. 67 — С. 366–386 — ISBN 978-5-89572-076-9.
  6. Стефан, (Садо), архим. Русские монахи-миссионеры Урмийской духовной миссии в Персии // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 192–198.
  7. Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1910 году. — Текст : непосредственный // Тамбовские епархиальные ведомости. — 1911. — № 13–14. — С. 2–164.
  8. Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1911 году. — Текст : непосредственный // Тамбовские епархиальные ведомости. — 1912. — № 21. — С. 661–874.
  9. Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1915 году. — Текст : непосредственный // Тамбовские епархиальные ведомости. — 1916 — № 10. — С. 317–354.
  10. Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1911 году. — Текст : непосредственный // Тамбовские епархиальные ведомости. — 1912. — № 10. — С. 289–318.
  11. Третьяков, М. Сектантство Тамбовской губернии / М. Третьяков. — Санкт-Петербург : Колокол, 1910. — 57 с. — Текст : непосредственный.
  12. Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1913 году. — Текст : непосредственный // Тамбовские епархиальные ведомости. — 1914. — № 12–13. — С. 113–154.
  13. Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1911 году. — Текст : непосредственный // Тамбовские епархиальные ведомости. — 1912. — № 22–23. — С. 890–1160.
  14. Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1915 году. — Текст : непосредственный // Тамбовские епархиальные ведомости. — 1916. — № 12. — С. 355–395.
  15. Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1915 году. — Текст : непосредственный // Тамбовские епархиальные ведомости. — 1916. — № 13. — С. 397–470.
  16. Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1915 году. — Текст : непосредственный // Тамбовские епархиальные ведомости. — 1916. — № 10. — С. 317–354.
  17. Журавский, А. В. Во имя правды и достоинства Церкви : жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского в контексте исторических событий и церковных разделений ХХ века / А. В. Журавский. – Москва : Издательство Сретенского монастыря, 2004. – 863 с. – ISBN 5-7533-0302-1. — Текст : непосредственный
  18. Хроника. – Текст: непосредственный // Тамбовские епархиальные ведомости. – 1915. – № 3. – С. 65–68.
  19. Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1915 году. — Текст : непосредственный // Тамбовские епархиальные ведомости. — 1916. — № 11. — С. 317–354.
  20. Обозрение Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1911 году. — Текст : непосредственный // Тамбовские епархиальные ведомости. — 1912. — № 17. — С. 497–554.
  21. Феодосий, (Васнев), митр. Проблемно-тематический обзор гомилетических трудов священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского, тамбовского периода (1909 – 1918) / Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Васнев). – Текст : непосредственный // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – Тамбов, 2022. – № 4 (21). – С. 107–122.
  22. Феодосий (Васнев), митр. Духовно-нравственная и социальная проблематика в гомилетическом наследии тамбовского периода (1910–1912 гг.) священномученика Кирилла (Смирнова). DOI: 10.51216/2687-072X_2023_3_133. EDN: PYYHLG / Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Васнев). – Текст : непосредственный // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2023. – № 3 (24). – С. 133–149.
  23. Феодосий (Васнев), митр. Священномученик Кирилл (Смирнов) как духовный наставник тамбовского монашества (на материале проповедей 1910 – 1915 годов). / Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Васнев). – Текст : непосредственный // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – Тамбов, 2023. – № 2 (23). – С. 153–167.

 

Это интересно