Имя выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, ученого богослова и молитвенника архиепископа Михаила (Чуба, † 1985 г.) хорошо известно не только в Тамбовской епархии, но даже за пределами России. Своей многогранной неустанной деятельностью он оставил яркий след в истории, науке и сердцах людских. Мне посчастливилось не только на праздничных богослужениях видеть и слышать Владыку, но и лично быть с ним знакомым, быть в числе его послушников: вначале иподиаконом, затем диаконом и, наконец, священником.

С самой первой встречи в 1978 году, когда я демобилизовался из рядов Советской Армии и прибыл на прием к Тамбовскому архипастырю, дабы испросить благословения для поступления в духовную семинарию, и до последних дней жизни Владыки Михаила меня особенно поражали в нем такие личные качества, как неподдельная человеческая доброта, эрудиция, огромное трудолюбие и исключительный молитвенный подвиг, а лучше сказать – стояние пред Богом.

Как послушнику, мне довелось быть рядом с Владыкой и в официальной обстановке, и в повседневной жизни. Я мог бы рассказать о том, как Владыка Михаил готовил пищу, причем совершенно не имея к этому никакого практического кулинарного навыка. Как он сам ходил на рынок и выбирал квашеную капусту, где его обступало множество хозяек, предлагая свой товар. Владыка Михаил, дабы никого не обидеть невниманием, терпеливо пробовал на вкус все предложенное, хвалил каждую и только после этого покупал продукт. На мой вопрос, почему предпочтение отдано тому посолу, а не другому, и вообще, как можно разобраться в таком количестве предлагаемого похожего товара, Владыка с улыбкой ответил: «В тонкостях квашеной капусты не шибко искушен, однако монахиня Иоасафа (экономка Владыки) наказала выбрать ту, в которой больше содержится моркови»!

Светлой памятью вспоминается о том, как Владыка воспитывал того или иного послушника, который оказывался чересчур медлительным и, что называется, «не горел» на работе при вскапывании земли или заготовке дров. Вместо «нагоняя» горе-работник неизменно получал от Владыки деньги на самый дорогой обед в столовой со словами: «Ступай, подкрепись…».

Все эти вспоминаемые жизненные эпизоды характеризуют Владыку Михаила как простого человека, который обладал незлобивым, по-детски чистым восприятием действительности. Такая по-детски непосредственная, непорочная была и вера приснопамятного Владыки, которая соделала все его житие одним подвигом – стоянием пред Богом. Для большего понимания этой мысли приведу соответствующие аналогичные образы, которые, на мой взгляд, были присущи Владыке Михаилу.

Во-первых, вспоминается ветхозаветный патриарх Авраам, который так верил в Бога, Его обетование, что, нисколько не смущаясь, оставляет свой род, свой дом и уверенно идет в землю, ему неизвестную. Владыке Михаилу, волею судеб, пришлось много раз менять место жительства и часто не по своей воле. Идя по жизненному пути смело, без оглядки, он также обнаруживал свою сильную, глубокую веру в Бога. Казалось, как Авраам, он имеет неписанный договор или завет с Богом, Который ведет его по жизни. Условия этого завета, видимо, Владыке очень хорошо известны, и он старался свято хранить их при всех обстоятельствах, на всяком месте и на всякое время… Еще напрашивается сравнение с царем Давидом, который занимал высокое общественное положение и при этом открыто, как ребенок, умилялся перед святыней. Как сказано в Священном Писании Ветхого Завета, он буквально «скакал» перед ковчегом, который возвращался из плена, из поругания. Так Владыка Михаил благоговел перед святыней, перед светлой памятью святых угодников, новомучеников и исповедников Российских, которые «даже до крови» твердо стояли в вере и через которых Господь являет во все времена «присносущную силу Свою и Божество».

Иногда приснопамятный Владыка Михаил напоминал Боговидца Моисея, который удостоился быть тайнозрителем и собеседником Божиим, которому были вручены скрижали завета. Боговидец Моисей вел людей из рабства к свободе, от грязи греха к чистоте и спасению. Известно, что Владыка Михаил занимался исследованием творений святых отцов, и в первую очередь творением священномученика Мефодия Олимпийского (+ 311). В одном из произведений этого святого им были обнаружены аграфы (в переводе с греческого – «незаписанные»: устные – по отношению к слову; неписанные – по отношению к закону), слова и изречения Господа Иисуса Христа, не вошедшие в канонические Евангелия, но процитированные непосредственными слушателями Божественного Учителя и дошедшие до нас в различных произведениях. Это открытие наполнило сердце Владыки Михаила несказанной радостью о Господе и определило его служение как истового проповедника учения Христова о Царствии Небесном и путях его достижения.

В дополнение к этому необходимо еще сказать о том, что Владыка любил читать художественную литературу. Его любимыми писателями были Лесков, Мельников-Печерский, Чехов и т. д.

Приснопамятный Владыка неизменно пребывал в молитвенном подвиге – стоянии пред Богом. Окружающие его люди особенно ощущали это во время совершаемого архиепископом Михаилом богослужения. Подобное возвышенное чувство передавалось не только мне, но и другим священнослужителям, сослужившим благодатному архипастырю. Когда убеленный сединами Владыка перед Престолом Божиим с воздетыми вверх руками возглашал: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» или «Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков», казалось, он, несомненно, видит Бога, стоит перед Ним и беседует с Ним. И, что самое главное, у присутствующих создавалась уверенность, что Господь Бог не только слышит верного раба Своего, но и отвечает ему таинственным образом! Радостное состояние, которое ощущали в эти мгновения молящиеся, если и можно выразить, то разве только апостольскими словами в момент Преображения Господня: «Господи! хорошо нам здесь быть …».

Таким архипастырем запомнился мне дорогой приснопамятный архиепископ Тамбовский и Мичуринский Михаил. Душа его во благих водвориться и память его в род и род!

протоиерей Владимир Кленин

Тамбовские епархиальные ведомости, № 8, 2010 г.