25 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Иверском храме Сухотинского Знаменского женского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики монастыря священник Алексий Попов, священник Михаил Ковалев, клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова протоиерей Андрей Махоренко и диакон Константин Полозов.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

За богослужением молились, настоятельница Вознесенского женского монастыря города Тамбова игумения Тавифа (Ковылова), сестры Сухотинской обители и прихожане.

Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Т.А. Колесниковой.

По окончании Божественной литургии было совершено славление.

В завершение богослужения митрополит Феодосий обратился к верующим с архипастырским словом:

Сегодня мы поклоняемся Иверской иконе Божией Матери, чудесно прославленной на Святой Горе Афон. На Руси всегда сугубо почитали этот образ, копии с которого были привезены в пределы нашей Родины. На Красной площади в Москве, сердце России, русский народ воздвиг Иверскую часовню, где возносил молитвы Царице Небесной. Он просил Ее о помощи и заступлении перед Божественным Сыном, чтобы Господь оберегал наше Отечество, Русскую Православную Церковь и помогал каждому человек достойно проходить жизненное поприще. Наши предки знали, что „без Бога ни до порога“, а молитва — это прямое общение с Творцом, Божией Матерью, Ангелом Хранителем и святыми, поэтому очень важно, чтобы она возносилась с искренним сердечным сокрушением.

Образ истинной молитвы Спаситель показывает в притче о мытаре и фарисее. Православные христиане слушают это чтение в подготовительные дни к Святой Четыредесятнице. Тем самым Святая Православная Церковь призывает нас очистить свои сердца и свидетельствует о том, что молитва вместе с покаянием угодна Богу. Спаситель говорит ученикам, что в храм зашли помолиться два человека. Первый, фарисей, велеречиво благодарил Бога за то, что он гораздо лучше окружающих. Действительно, он постился, молился, не совершал злодеяний и, возможно, творил множество добрых дел. Его ошибка состояла не в том, что он исполнял иудейский закон, и не в том, что прославлял Творца, а в том, что он осуждал других людей и превозносил себя над ними. Из-за этого его молитва была гораздо менее угодной Богу, чем молитва мытаря, который стоял в храме у входа, не дерзая пройти дальше, и смиренно просил Господа о милости: „Боже, милостив буди ко мне грешному“.

Скорее всего, мытаря нельзя было назвать праведным человеком, ибо в силу своей должности он собирал подати в пользу римлян, которые оккупировали эти территории. Возможно, где-то проявлял жесткость, а где-то превышал свои полномочия. Однако он осознал свою греховность, раскаялся и воззвал к Богу о прощении. Он никого не осуждал и, наоборот, воспринимал как должное поношение от окружающих. Он так же был твердо уверен, что не заслужил Божественной милости, и уповал лишь на милосердие Творца. Его краткая молитва в несколько слов шла из глубины сердца, и поэтому, по слову Спасителя, он ушел более оправданным, чем фарисей.

Прочитав притчу о мытаре и фарисее, важно понимать, что, ощущая свое превосходство над другими, мы обесцениваем в очах Господа все хорошее, что, возможно, делаем. Кроме того, мы незаконно претендуем на Божественное право судить, то есть решать, кто грешен, а кто праведен. Апостол Павел пишет в Послании к римлянам: „Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его“ (Рим. 14, 4). Поэтому так страшна гордыня, ибо она способна перечеркнуть все добрые плоды, которые мы надеемся принести на Божий Суд, чтобы облегчить свою вечную участь. В противовес ей святые отцы называют смирение корнем всех добродетелей.

Другим примером этого служит евангельское повествование о Закхее, которое мы читали в прошлое воскресение. Закхей был начальником мытарей и, вероятно, тоже не относился к праведникам. Однако, услышав о Христе, он испытал горячее желание узреть Сына Божия. Спаситель провидел это, поэтому посетил его дом, и Закхей, движимый искренним раскаянием, пообещал „половину имения отдать нищим, и, если кого чем обидел, воздать вчетверо“ (Лк. 19, 8).

Вопросим же свою совесть, с каким чувством мы молимся Богу. Как относимся к себе и окружающим? Очень важно задавать себе такие вопросы чаще, а не только, когда мы приходим в храм и слышим за богослужением Божественные слова о покаянии и смирении. Мы должны оценивать через призму Евангелия каждый наш поступок, полагая его на чашу весов своей совести. Это поможет нам понять, присутствуют ли в наших мыслях и поступках вера, любовь, надежда. Не совершаем ли мы добрые дела напоказ? Не восхваляем ли себя за сделанное?

Скоро мы вступим в Великий пост — время особых духовных подвигов. Православные христиане чаще ходят в храм, стоят на долгих богослужениях, отказываются от скоромной пищи. Однако это только внешние проявления, которые призваны способствовать духовному росту. Важнее — покаяться в совершенных грехах, определить свои страсти, которые руководят нашими мыслями и поступками, и постараться исправить их. Не менее важно более терпимо относится к недостаткам окружающих, проявлять по отношению к ним больше милосердия, бескорыстия и самоотверженности. Только так можно достичь основной цели Великого поста — усмирить страсти, первая из которых гордыня, и стяжать добродетели, главная из которых смирение.

Именно так поступали Царица Небесная и святые, которые получили венцы от Бога на небесах. Пресвятая Богородица всю Свою жизнь вверила в руки Божии. Ее отношение к Творцу лучше всего отражают слова, которые Она произнесла во время Благовещения: „Се раба Господня, да будет мне по глаголу Твоему“. Она показывает нам ярчайший пример смирения, за которое удостоилась величайшей награды. Она была вознесена выше всех людей, ибо стоит у Престола Своего Божественного Сына, Который внимает Ее ходатайству за род человеческий. Поэтому сегодня мы прославляем Царицу Небесную и поклоняемся Иверской иконе, в честь которой освящен этот храм, сохраненный Покровом Пресвятой Богородицы в годы лихолетья.

Среди святых мы также находим яркие примеры молитвы, покаяния и истинного служения Богу. Сегодня мы совершаем память святителя Алексия, митрополита Московского. За свою богоугодную жизнь он получил от Господа дар чудотворения, благодаря которому смог исцелить супругу татарского хана. В честь этого чуда в Кремле была основана обитель, которая называется Чудов монастырь».

В завершение Его Высокопреосвященство пожелал верующим, чтобы по молитвам Царицы Небесной, святителя Алексия, митрополита Московского, Господь помогал каждому в его духовном деле, укреплял оскудевающие духовные и телесные силы. Архипастырь также выразил надежду, что сестры, которые несут послушания в Сухотинской обители, будут преуспевать в монашеском делании и в возрождении этого старинного монастыря. Митрополит Феодосий возблагодарил Бога, что практически все здания обители сохранились, но отметил, что предстоит много трудов по их восстановлению. Среди них келейный корпус и главный храм обители — Знаменский собор. Глава Тамбовской митрополии призвал сестер и прихожан молиться, чтобы Господь сопутствовал в этом благом деле, а также оказать посильную помощь, чтобы Сухотинский монастырь обрел свое былое великолепие.