4 февраля, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице и день памяти собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в храме в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики храма настоятель иерей Павел Шальнев, иерей Вячеслав Назаров, клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей Андрей Махоренко, диакон Константин Полозов, а также клирики Казанского мужского монастыря города Тамбова иерей Виталий Щербаков и иеродиакон Зосима (Клинков).

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

По окончании Литургии глава митрополии совершил славление празднику и литию по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову.

В завершение богослужения Его Высокопреосвященство обратился к верующим с архипастырским словом:

Сегодня мы вспоминаем новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. В первой половине прошлого века безбожные силы вознамерились искоренить православную веру в нашем народе. На Русскую Православную Церковь обрушилась беспощадная ненависть. Святейший Патриарх Кирилл недавно на богослужении в Храме Христа Спасителя сказал, что, наверно, даже древняя Церковь не знала настолько лютых мучений, какие пережила Русская Православная Церковь. Явился огромный сонм новомучеников и исповедников, которым пришлось противостоять адской злобе.

Однако человека, который полностью вверил себя в руце Божии, в душе которого поселился Господь, нельзя одолеть. Он духовными очами созерцает славу Божию, Небесную Церковь торжествующую и чувствует свою причастность к ней. Его можно уничтожить, подвергнуть физическим лишениям и страданиям, расстрелять, отправить в ссылку, но невозможно сломать его дух и отлучить от любви Божией. Как пишет апостол Павел в Послании к римлянам, „и смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем“ (Рим. 8, 38–39).

Сегодня мы возносим новомученикам и исповедникам молитвы, чтобы они научили нас отличать добро от зла и укрепили наш дух в истине Христовой веры. Очень важно научиться замечать духовные ловушки и хитросплетения лжеучителей, которые пытаются уловить в свои сети тех, кто колеблется в вере. Будем помнить, что евангельское учение принес на землю Сын Божий, поэтому каждое Его слово не может быть отвергнуто или изменено. По слову апостола Павла, „если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема“ (Гал. 1, 8). Все свои поступки и мысли следует рассматривать через призму Евангелия, в котором собрано все необходимое для нашего спасения.

Распознав же истину, мы должны твердо ее держаться по примеру новомучеников и исповедников, которые своей кровью и страданиями засвидетельствовали истинность православной веры. Будем открыто заявлять о своих убеждениях и избегать новомодных верований, чтобы не погибнуть самим и удержать от гибели других людей. Возложим так же, как новомученики, все упование на Господа, Который никогда не оставляет верных Своих чад. Даже если нас постигнет какое-то несчастье или испытание, значит оно полезно для очищения грехов и укрепления духа, для вечного спасения души. Святые новомученики и исповедники Церкви Русской неуклонно следовали этим путем, проявляя незаурядное мужество и поразительную стойкость, и получили величайшую награду в небесных обителях.

Яркий пример непоколебимой веры в Божественную помощь показывает нам и сегодняшнее евангельское чтение. В Иерихоне проживал человек, слепой от рождения. Он слышал о Спасителе, Который проповедовал среди иудейского народа и творил невиданные чудеса. Когда Христос, посетивший Иерихон, проходил мимо этого человека, он начал кричать: „Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня“. Окружающих людей возмутило такое поведение, и они пытались остановить слепого. Однако он их не слушал и продолжал громко просить о милости, возложив всю надежду на Бога. Он верил, что Христос может исцелить его, поэтому делал все, что от него зависит, чтобы Спаситель услышал его. Сын Божий откликнулся на его призыв и совершил чудо, которого так жаждал несчастный. Сердцеведец Господь увидел, что слепец взывает к нему из глубины сердца и с горячей верой просит о чуде. Прозрев, этот человек последовал за Спасителем, ибо обладал теперь не только физическим, но и духовным зрением.

Из этой дивной евангельской истории мы должны усвоить два урока. Первый — необходимо молиться Господу искренно, из глубины души, не сомневаясь, что Творец нас услышит и поможет. Второй урок — следует просить Бога о даровании нам духовного зрения. Часто мы даже не знаем, что духовно слепы. Мы не замечаем вокруг себя следов присутствия Божия, не видим, как премудро и гармонично устроен мир, который Господь создал для нас. Мы не распознаем, когда рядом совершаются очевидные чудеса, которые происходят с нами, нашими близкими и друзьями, объясняя это стечением обстоятельств, волей случая. Духовная слепота также мешает нам увидеть свое греховное состояние и следовать узким путем спасения.

Однако, как показывает евангельская история, не следует отчаиваться. Нужно только сделать первый шаг — осознать свою духовную слепоту и пожелать избавиться от нее с Божественной помощью. Будем же искренно взывать к нашему Спасителю: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня“. И увидев проявление нашей доброй воли, верность православной вере, которую отстаивали своей жизнью новомученики и исповедники, Господь поспешит к нам навстречу».