10 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице и день памяти иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском храме Казанского мужского монастыря города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики и насельники монастыря в священном сане: игумен Серафим (Тюлюкин), священник Алексий Злобин, иеродиакон Лука (Попов), иеродиакон Силуан (Пузиков), иеродиакон Савватий (Никитин), иеродиакон Зосима (Клинков), а также клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова протоиерей Андрей Махоренко и диакон Константин Полозов.

За богослужением молились секретарь Тамбовского регионального отделения ВРНС Н.Г. Астафьева, преподаватели и студенты Тамбовской духовной семинарии, а также прихожане.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения исполнил хор студентов Тамбовской духовной семинарии под управлением диакона Илии Кокорина.

По окончании Божественной литургии было совершено славление.

В завершение богослужения глава митрополии обратился к верующим с архипастырским словом:

Сегодня мы слышали евангельское чтение о том, как Господь исцелил женщину, которая в течение 18 лет страдала от тяжкого недуга. Сейчас мы назвали бы его параличом. Больная «была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк. 13, 11), что делало ее практически беспомощной.

Милосердный Господь сжалился над несчастной. Это было чудо, которое видели все окружающие, поскольку болезнь отступила мгновенно. Продолжительный процесс выздоровления можно было бы объяснить естественными свойствами человеческого организма, но в течение почти двух десятков лет земные врачи никак не облегчили состояние больной. Только Господь, Которому повинуются небо и земля, мог совершать исцеления вопреки физическим законам, поэтому исстрадавшаяся женщина тотчас стала здоровой.

Однако среди тех, кто прославил Бога, не было слышно начальника синагоги, который, наоборот, возроптал, что Спаситель сотворил чудо в субботу. Книжники и фарисеи часто упрекали Христа за нарушение покоя субботнего дня, ссылаясь на Моисеев закон. На этот укор Сын Божий ответил ему: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк. 13, 15). Тем самым Христос показал окружавшим его иудеям, что исполнение закона должно быть не формальным, а продиктованным любовью и состраданием. Ведь если в субботу не напоить животное, оно погибнет в мучениях, и человек, которому оно принадлежит, обязан обеспечить его достаточным количеством воды и пищи. И если Моисей, получивший закон от Бога, не запрещает в любое время заботиться о животных, то тем более нам следует милосердствовать о страждущих людях.

Господь установил почитание субботы в память о днях творения, ибо на седьмой день Он отдыхал от трудов по созиданию мира. Однако это не означает, что мы должны предаваться пустому времяпрепровождению. Седьмой день, который в наше время является воскресеньем, предназначен для того, чтобы мы посвятили его Творцу, отложив земное попечение. Святая Православная Церковь призывает приходить в храм, чтобы принять участие в соборной молитве, покаяться в грехах и приобщиться Христовых Таин. Эти духовные деяния необходимы, прежде всего, для укрепления нашей души, чтобы с новыми силами человек мог проживать остальные шесть дней.

Посвящая Богу седьмой день, мы уподобляемся евангельской женщине, которая получила исцеление своего недуга из рук Господа. Мы также подражаем Царице Небесной, Которая ревностно соблюдала закон Божий. Пресвятая Богородица Своей жизнью явила нам пример истинного благочестия, исполненного горячей верой в Бога, подлинным смирением, искренней любовью и неподдельным состраданием к людям. За это православные христиане сугубо почитают Деву Марию, называя Ее Заступницей усердной рода христианского, Ходатаицей спасения и Споручницей грешных.

Зримые свидетельства благоволения Царицы Небесной к нашему Отечеству — чудотворные образы, явленные в разных городах и весях нашей страны. Сегодня мы празднуем день памяти одного из них, поклоняясь иконе Божией Матери «Знамение». Для Тамбовской епархии этот образ имеет особой значение, поскольку в наших пределах сохранился старинный Сухотинский Знаменский женский монастырь, который сегодня возрождается. Обитель пострадала в годы лихолетий, был разрушен центральный Знаменский храм. Благодарение Богу и Царице Небесной, что сохранился Иверский храм, в котором сегодня совершается богослужение.

Сегодня мы молились в другом монастыре Тамбовской епархии, который освящен в честь еще одной чудотворной иконы Божией Матери «Казанская». Он находится в самом сердце областного центра и тоже претерпел много испытаний в XX столетии, но за последние десятилетия значительно преобразился. Здесь были отреставрированы монастырские храмы, возведена колокольня, открыта Тамбовская духовная семинария, возобновлена монашеская жизнь. Сегодня Казанский мужской монастырь стал крупным центром духовно-культурной жизни Тамбовского региона.

Все это свидетельствует о благоволении Царицы Небесной к жителям Тамбовской земли. Будем всегда благодарить Матерь Божию, Которая хранит нас от бед и напастей, покрывая Своим честным омофором. Важно также просить Царицу Небесную, чтобы Она не оставила нас Своим покровительством и в будущем. Со своей стороны мы должны стремиться к духовными подвигам, ибо Священное Писание говорит: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 17). Если в нашей жизни преобладает забота о материальном, значит, мы не заботимся о спасении бессмертной души. Конечно, мы не можем совсем обойтись без забот о насущном, Господь заповедал трудиться еще первому человеку — Адаму. Однако важно помнить, что «едино есть на потребу», и вслед за евангельской Марией избрать «благую часть, яже не отнимется» (Лк. 19, 42) у нас в вечной жизни».

В завершение Его Высокопреосвященство пожелал верующим, чтобы Господь и Царица Небесная указали им спасительный путь и всегда сопутствовали в добрых делах, помогая достичь небесных обителей.