21 ноября, в день памяти Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в нижнем храме Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора: митрофорный протоиерей Борис Жабин, протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Игорь Груданов, протоиерей Виктор Лисюнин, священник Александр Неплюев, диакон Константин Полозов, диакон Павел Периков, диакон Даниил Лопухов и насельник Казанского мужского монастыря города Тамбова иеродиакон Зосима (Клинков).

За богослужением молились советник руководителя региона Н.Г. Астафьева и прихожане.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

В завершение Литургии глава митрополии совершил славление.

По окончании славления Его Высокопреосвященство обратился к верующим с архипастырским словом:

В этот день Святая Православная Церковь чтит память Архистратига Божиего Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Архангел Михаил возглавил воинство Господне в борьбе против диавола, который когда-то был первым помощником Творца неба и земли, но пал в преисподнюю. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали от Самого Господа о трагедии, разыгравшейся в небесных чертогах еще до сотворения человека: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10, 18)».

Причиной катастрофы стала неизмеримая гордыня Ангела, который возомнил себя равным Богу. Однако имя Архангела Михаила, выступившего против лукавого и одолевшего его, означает «Никто, как Бог», ибо не может творение стать равным Творцу. Недаром гордыня относится к смертным грехам, ибо она отлучает создание от Создателя. Такая участь может постичь и нас, если мы начинаем превозноситься над окружающими людьми и не боремся с этим чувством.

Вероятно, некоторые слушатели удивятся, как можно провести параллель между духом злобы, который пытался приравнять себя к Богу, и человеком, который гордится своими знаниями, талантами или достижениями. Однако важно сознавать, что эти сокровища не являются нашей неотъемлемой собственностью. Мы получили их от Бога, поэтому они не могут стать основанием для того, чтобы мы почувствовали свое превосходство над другими людьми. Присваивая их себе, мы как бы посягаем на Божественные свойства.

Более того, в Священном Писании сказано: «…от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Задумываемся ли мы, какой ответ дадим на суде Божием? Сможем ли оправдаться за дары, ниспосланные нам Господом? Превозносясь над другими, человек лишает себя будущих благ и в земной жизни, и в мире ином, ибо, по слову Священного Писания: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

Памятуя об этом, будем же избегать гордости, чтобы не лишиться благоволения в очах Божиих и Его великих милостей. Взирая на образ Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных, будем подражать их усердному служению и постоянному прославлению Творца неба и земли. Будем просить нашего Ангела Хранителя о помощи в стяжании смирения. Это величайшая добродетель, которая лежит в основании других добродетелей точно так же, как гордыня есть корень других человеческих страстей. Смиренному человеку легче победить такие грехи, как раздражительность, зависть, осуждение, ропот. Его духовные очи открыты, поэтому он хорошо видит свои недостатки и искренно считает себя самым грешным из людей, надеясь, по слову Псалмопевца, на милосердие Создателя, ибо «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).

Слабости ближних смиренный человек охотно оставляет на суд Божий, не дерзая выносить собственных суждений. За все, что с ним происходит: милости, испытания, болезни и искушения, — возносит благодарность Господу, по слову апостола, «…прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20), ибо постоянно помнит, что Творец печется о Своем творении и уготовал ему великую славу. Псалмопевец Давид говорит о человеке: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс. 8, 6–9).

Как учат святые отцы, в стяжании смирения православному христианину помогает хождение перед лицом Божиим и память смертная. Первое означает, что человек постоянно ощущает себя мысленно перед взором Творца. Второе — мы не должны забывать, что наша жизнь может оборваться в любой момент, и тогда все наши планы, которые мы лелеем, превратятся в прах. Сколько бы мы не считали, что в наших силах перевернуть весь мир, мы не способны продлить свою жизнь и на одно мгновение. Все в руцех Божиих. Однако самое удивительное, что, покоряясь воле Божией, человек чувствует себя счастливее других, даже если почти ничего не имеет, в то время как остальные располагают богатством, властью и другими земными благами. Происходит это от того, что он обрел главное сокровище земной и вечной жизни — благодать Божию.

В завершение проповеди Его Высокопреосвященство пожелал верующим, чтобы Архангел Михаил, Архангел Гавриил и другие Архангелы сопутствовали на всех путях жизни, чтобы Ангел Хранитель находился неотлучно и денно и нощно молился Господу, помогая достойно нести земное служение.

Это интересно