19 ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице и день памяти преподобного Варлаама Хутынского, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в нижнем храме Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора: митрофорный протоиерей Борис Жабин, протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко,  протоиерей Виктор Лисюнин, диакон Константин Полозов, диакон Даниил Лопухов и насельник Казанского мужского монастыря города Тамбова иеродиакон Зосима (Клинков).

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси. На заупокойной ектении митрополит Феодосий молился о всех трагически погибших в результате автомобильных катастроф.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

По отпусте Божественной литургии глава митрополии в сослужении клириков совершил заупокойную литию о всех трагически погибших в результате автомобильных катастроф.

В завершение богослужения митрополит Феодосий обратился к верующим с архипастырским словом:

Сегодняшнее евангельское чтение показывает нам, что Сын Божий действительно Владыка неба и земли, Который может менять любые физические законы и даже воскрешать мертвых.

Однажды Христос в окружении множества народа произносил проповедь, призывая людей к покаянию, ибо приблизилось Царство Небесное. Среди многочисленной толпы слушающих находилась женщина, которая страдала кровотечением. С горячей верой, искренним покаянием и благоговейным страхом она тайно прикоснулась к Спасителю, надеясь получить исцеление. Чудо свершилось мгновенно, и она почувствовала, что стала здоровой. Понял это и Спаситель, от Которого «не сокрыта ни капля слез, ни капли часть некая» (Последование ко Святому Причащению), ибо Он все видит и слышит, и у каждого человека «волосы на голове все сочтены» (Лк. 12, 7).

Апостолы недоумевали, кого ищет Господь в толпе, ибо многие теснились вокруг Него и нечаянно прикасались к Его одеждам. Однако Сын Божий ответил им: «Я почувствовал, как из Меня изошла сила». Такое было возможно только при условии, что прикоснувшийся исполнился упования на Божественную помощь.

Женщина поняла, что ей невозможно скрыться, поскольку Господу ведомо ее деяние и последовавшее чудо. Она страшилась признаться в том, что прикоснулась к Мессии, потому что закон Моисея не позволял женщинам с подобной болезнью приближаться к народным собраниям и строго наказывал за нарушение этого правила. Однако Спаситель не осудил ее, но отпустил с миром, сказав: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 50).

В это время к Спасителю пришел начальник синагоги и попросил поспешить к нему в дом, где при смерти лежала его двенадцатилетняя дочь. По дороге они встретили гонца, который сообщил, что отроковица умерла, и не следует утруждать Учителя. Однако Христос сказал скорбящему отцу: «Не бойся, только верь», ибо, по слову Сына Божия, по горячей вере Господь может совершать величайшие чудеса.

В сердце начальника синагоги вновь затеплилась надежда. Хотя умом он понимал, что смерть непоправима, но он поверил словам Божественного Учителя, Который в одночасье смог исцелить кровоточивую женщину. Они продолжили путь, и остается только догадываться, какую душевную бурю пережил отец почившей отроковицы.

Войдя в дом, Господь позвал с собой только отца и мать девочки и трех учеников — Петра, Иоанна и Иакова. «Она не умерла, но спит», — сказал Спаситель домочадцам, но они не поверили ему. «Как девица может быть спящей, если она не дышит? — наверно, думали они. — Как этот человек может отрицать такое очевидное событие и тем самым еще больше усугублять горе близких?»

Однако Творец Вселенной обладает беспредельным могуществом, и, если человек этого не сознает, если думает, что все знает и понимает в этом мире, значит гордыня застилает ему глаза покровом самоуверенности. Наше знание ограничено; не будучи способны проникнуть в истинную суть вещей, мы воспринимаем только внешние проявления событий, видим не дальше текущего момента времени. Из-за этого мы часто не доверяем Промыслу Божиему, начинаем противиться ему и ропщем, если что-то происходит не по нашему желанию и разумению. В отличие от нас, у святых людей открыты духовные очи, поэтому они видят сакральный смысл всего происходящего, провидят будущее на сотни лет вперед. Примером тому могут служить ветхозаветные пророки, которые предсказали о рождестве, страданиях и воскрешении Спасителя задолго до Боговоплощения.

Христос воскресил почившую отроковицу и повелел накормить ее. Евангелист неслучайно обращает наше внимание на этот факт. Тем самым Господь подтверждает, что воскресшая дочь — это не галлюцинация и не плод фантазии несчастных родителей. Более того, девица, которая может вкушать пищу, очевидно, не призрак, а действительно живой человек. Вспомним, что в обычной жизни, если больной начинает есть, это становится свидетельством его выздоровления. И наоборот, когда болезнь усугубляется, человек часто чувствует отвращение к пище.

Итак, эти два чуда, которые совершил Спаситель, еще раз удостоверили, что Христос — истинный Мессия, Сын Божий. Однако Господь повелел родителям и ученикам, которые стали очевидцами дивных событий, никому о них не рассказывать, ибо «блаженны невидевшие, но уверовавшие» (Ин. 20, 29). Спаситель исцелил кровоточивую женщину по ее искренней вере, которая никогда не остается без ответа, и воскресил скончавшуюся отроковицу по милосердию и состраданию к ее скорбящим родителям. Их сердца исполнились благодарности Богу и благоговейного трепета по отношению к Сыну Божию, в то время как для других людей чудеса могли стать ярким, увлекательным зрелищем, которое будоражило их воображение, возбуждало любопытство, но не вызывало духовного переворота и не приводило к духовному перерождению.

Из Евангелия мы видим, что чем больше Христос совершал чудес, тем больше народ их требовал. Тем не менее, когда Сын Божий был предан на суд, толпа, среди которой находилось немало свидетелей величайших чудес, в том числе воскрешения Лазаря Четверодневного, кричала: «Распни, распни его!»

Размышляя над сегодняшним евангельским чтением, мы должны задуматься о своей жизни.

Во-первых, насколько искренно мы взываем ко Господу, как это сделали кровоточивая жена или начальник синагоги? Проявляем ли мы постоянство в молитвах? Твердо ли мы верим, что Богу подвластны любые законы этого мира, и Он совершает все необходимое для нашей духовной пользы? Или мы стоим перед иконами, а наши мысли блуждают? В храм ходим время от времени, молимся на всякий случай и малодушно ропщем, если обстоятельства не складываются сразу же по нашему хотению? Стоит ли удивляться, что такие молитвы остаются без ответа. Господь всегда слышит нас, но ожидает того, чтобы мы всем своим существом обратились к Нему в покаянии, с крепкой верой, надеждой и любовью.

Во-вторых, не ищем ли мы, подобно иудеям, которые окружали Спасителя, постоянных подтверждений всемогущества Творца в виде чудес? Замечаем ли Промысл Божий, который каждый день проявляется в нашей жизни и печется о нашем спасении? И несмотря на это, не отступаемся ли мы от Сына Божия, как только испытаем неудобство из-за постигших нас испытаний? Не продолжаем ли мы распинать Христа своими многочисленными грехами? Не соглашаемся ли с богоубийцами, проявляя равнодушие к духовной жизни?

Мы должны честно ответить себе на эти вопросы и, если совесть уличает нас, поспешить принести покаяние. С этого начинается наше исправление, без которого невозможно вечное спасение. Земная жизнь коротка, даже в самом лучшем случае она длится не более 100 лет, однако до такого срока доживают единицы. Большинство людей уходят в мир иной гораздо раньше, иные — в самом расцвете лет.

Сегодня мы молились о погибших в дорожно-транспортных происшествиях, и со скорбью осознаем, как много жертв насчитывается в век научно-технического прогресса! Однако главной причиной этого часто становится наша собственное беспечное отношение к жизни — этому бесценному дару Божию. Пешеходы беззаботно переходят улицу, не посмотрев по сторонам и закрыв уши наушниками, в которых звучит музыка. Водители спешат по своим делам, игнорируя сигналы светофора, пешеходные переходы и другие правила дорожного движения. Некоторые из них безответственно садятся за руль в нетрезвом состоянии. В результате каждый год в автокатастрофах гибнут люди, причем не только сами виновники дорожно-транспортных происшествий, но и те, кто случайно оказался рядом. Мы не знаем, в какой момент призовет нас Господь. Просыпаясь утром, мы не можем быть уверены, что доживем до заката, а ложась спать, что увидим рассвет. И как страшно тому, кто перейдет в мир иной без покаяния и молитвы, а еще хуже — некрещеным или невоцерковленным.

Итак, необходимо проявлять предельное внимание к своей жизни, не укорачивая ее своим легкомыслием, в том числе когда мы выходим из дома и становимся участниками дорожного движения в качестве пешехода либо водителя. Еще более важно уже сегодня позаботиться о своей бессмертной душе, памятуя, что главная цель нашего пребывания на земле — подготовка к вечности.

В завершение проповеди Его Высокопреосвященство пожелал верующим, чтобы Господь по молитвам Царицы Небесной хранил их, чтобы они всегда ощущали присутствие Божие в своей жизни и чтобы их души были исполнены верой, надеждой и любовью.

Это интересно