Введение

 Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) является одним из наиболее почитаемых святых на Тамбовской земле. Пожалуй, главным его деянием в Тамбовской епархии стало торжественное прославление святителя Питирима, епископа Тамбовского, чудотворца 28 июля 1914 года. Именно в этот день началась Первая мировая война, в результате которой было разрушено 4 империи – Российская, Австро­Венгерская, Германская и Османская. Для России война стала огромным потрясением. Она унесла жизни 1.811.000 человек [1, с. 23] и спровоцировала две революции, закончившиеся братоубийственной гражданской войной. С начала военных действий Преосвященный Кирилл распорядился устроить Питиримовский лазарет в Тамбове, лазареты в Казанском мужском и Вознесенском женском монастырях и в некоторых других епархиальных зданиях города, в том числе в семинарском корпусе. По его благословению был создан приют для сирот в губернском центре [2, с. 344]. Он стал инициатором оказания помощи раненым солдатам, находившимся на лечении в тамбовских госпиталях, организовал сбор продуктов питания, теплых вещей, денежных средств на нужды армии. Архипастырь «часто посещал госпитали и лазареты, подолгу беседовал с ранеными, навещал семьи погибших на фронте» [3, с. 364].

В 1915 году, «в условиях продолжавшейся <…> войны, принесшей огромные испытания всем жителям Российской империи и приведшей к наплыву беженцев в города и веси, в том числе в Тамбовскую губернию» [4, с. 160], архиепископ Кирилл совершил пять поездок по Тамбовской епархии, побывав во многих приходах и монастырях Кирсановского, Тамбовского и Шацкого уездов. Отчет о поездках «Тамбовские епархиальные ведомости» опубликовали в 1916 году. Практически во всех посещаемых храмах и обителях Преосвященный Кирилл совершал молебны о здравии воинов и о победе российского оружия, а также панихиды и заупокойные литии о солдатах, погибших на полях сражений.

Основная часть

Соборная площадь в день прославления святителя Питирима в 1914 году

В своих проповедях в 1915 году святитель говорил о страданиях, выпавших на долю русского народа, о храбро сражавшихся воинах, вступивших в кровавую битву с врагом, о страданиях тех, кто проводил братьев, детей и отцов на фронт. Архипастырь за богослужениями просил молящихся, которые находились «вдали от ужасов войны, … творить неусыпную молитву о том, чтоб дал Господь защиту нашим воинам, чтоб послал Он победу над врагом» [5, с. 226]. Владыка осмысливал войну с точки зрения православного вероучения, подчеркивал, что это наказание «русскому народу за его отпадение от Церкви, уклонение в сектантство и безбожие» [6, с. 119], наставлял верующих относиться к этому страшному бедствию как к произволению Божию. В июне в храме села Кузьмина Гать Тамбовского уезда он говорил молящимся, что Первая мировая война была послана России как великое испытание, проходя через которое все граждане, как воины, противостоящие врагу на поле брани с оружием в руках, так и те, кто находится вдали от боевых действий, должны осознать свое нерадение в следовании христианским правилам общественного бытия и принести всеобщее искреннее покаяние, «которого ждет от нас Господь» [5, с. 231]. Архипастырь непрестанно проповедовал о том, что христианам следует воспринимать причиненное войной горе как волю Господню и тем самым свидетельствовать о христианском смирении и послушании, оказывая всестороннюю помощь и проявляя заботу о женах, матерях и детях тех, кто ушел защищать Отечество. Святитель очень хотел, чтобы семьи солдат, оставшиеся без кормильцев, ни в чем не чувствовали нужды. Необходимо  «обставлять жизнь их так, – убеждал паству Преосвященный Кирилл, – как могли бы жить они в присутствии ушедших» [5, с. 231] на фронт.

Казанский мужской монастырь города Тамбова

В поучениях архипастырь подчеркивал, что против России воюет неприятель, который хорошо известен русским людям, в том числе и с положительной стороны. Немецкий народ дал миру философов, писателей, ученых, его отличают трудолюбие и приверженность к порядку. Однако, обладая многими талантами этот народ, по мысли Владыки, «не оценил надлежащим образом … дарований, ниспосланных ему от Господа» [5, с. 244]. Архипастырь был убежден, что причина воинственных устремлений немцев заключается в искаженном понимании духовно­нравственных основ христианства. Немецкий народ отступил от истинной веры и, руководствуясь бесовской гордыней, создал лютеранскую ересь, «и самого себя ставил выше всего. Из всех других народов мира этот народ­гордец больше всего ненавидит нас, хотя всем своим благополучием – внутренним и внешним, он обязан нам» [5, с. 244]. Гордыня привела немцев к развязыванию кровавой войны в Европе. Россия встала на защиту своего суверенитета, национальных духовных и культурных основ жизни общества. «Если нужно будет и Господь потребует, весь народ русский пойдет на защиту своих прав, дабы победить злого врага, – свидетельствовал Владыка. – Господь долго терпит; но Он сказывает свою правду крепко и окончательно. Он смирит их…» [5, с. 244]. Преосвященный пророчески предсказывал, что коварный враг, превознесший себя над другими народами и замысливший уготовить населению России жалкое рабское существование, сам неизбежно будет «смирен» и побежден. Так и случилось. По итогам Первой мировой войны Германия была лишена возможности держать собственную армию, вплачивала огромную контрибуцию и утратила часть земель [7, с. 51–52].

Архиепископ Кирилл раскрывал духовный смысл скорбных времен, пришедших с войной на русскую землю, когда русские люди расплачиваются за свои грехи и погибают на полях сражений. «Сколько их положили души своя за други своя, сколько еще положат! Все это нелегко переносить, и нельзя не страдать» [8, с. 360]. Для православного человека путь к вечному спасению лежит через страдания, ведь и Христос шел «путем страданий и крови. Для воссоздания рода человеческого, Он проливает Свою Пречистую кровь на Голгофе и ею омывает беззаконие человека и его нравственную грязь <…> Без страдания, без жертв нет христианства, и мерою высшего его проявления звучат следующие слова Христа: «Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя!» [9, с. 424]. «Это – не просто война… Это ад ополчился со всеми своими силами, чтобы уничтожить то, чем живет русский народ. Попустил это Господь потому, что мы забываем заповеди Его» [5, с. 247]. В селе Коноплянка Кирсановского уезда Владыка говорил, что кровопролитная война привела к тяжелым болезням, страданиям и мукам и чревата потерей независимости русского народа. Он учил относиться к происходящему в соответствии с евангельским учением Христа, что «нужно в это тяжелое время сознать, как мы грешны, и как глубоко мы должны каяться и просить у Бога силы одолеть врага и отстоять родину от надвигающейся опасности» [10, с. 352]. В проповедях в селах Балыклея и Павловка Кирсановского уезда Владыка высказывал мысль о страданиях, которые следует воспринимать как расплату за грехи. Он был убежден, что страждущий человек стремится отыскать в своем сердце те пороки, которые стали причиной постигших его горестей. Осознание этого приучает христианина к терпеливому перенесению  скорбей. «От терпения же, по слову апостола, происходит опытность, от опытности надежда, а надежда не постыждает» (Рим. 5, 3–5)» [8, с. 360]. Такое отношение к скорбям должен иметь каждый православный христианин.

Архипастырь называл грехи, от которых люди не отказались даже в условиях смертельной опасности в ходе военных действий: «Русь спилась до полусмерти. Ведь в храмы Божии, чтобы повенчать жениха и невесту, не являлся трезвым никто из поезжан. А в храме как себя держали? … Смех, шутки, вместо молитвы… Полное небрежение к святости места! Сколько преступлений совершается через вино!.. В тюрьмах большинство преступников, по их показанию, совершили свои злодеяния в пьяном состоянии. Можем ли мы после этого говорить, что Господь послал нам испытание не по нашим грехам?» [8, с. 360–361] – спрашивал Владыка.

Вознесенский женский монастырь города Тамбова

Преосвященный приветствовал действия императора Николая II по ограничению продажи спиртных напитков в военное время, но при этом глубоко сожалел о том, что люди находят новые способы удовлетворения своей страсти, употребляя спиртные суррогаты. В своей проповеди в селе Краснослободное Кирсановского уезда архиепископ благодарил Императора за принятые меры, но с сожалением отмечал, что народ продолжает пить. Кустарным способом он изготавливает пьянящую отраву и тем самым наносит непоправимый вред здоровью. Святитель просил свою паству употребить все силы для того, чтобы избавиться от страсти винопития, объединиться в молитве и помощи друг другу, встать на охрану общественного порядка и благополучия каждого человека, «благодарить Господа за войну, так как Он научил нас быть трезвыми» [9, с. 462–463].

Не только алкоголь препятствовал созиданию нормальной жизни в семье и обществе. Архиепископ Кирилл указывал и на другие страсти, мешавшие человеку в полной мере посвящать себя служению Богу и ближним. Чтобы помочь людям изменить свою жизнь, святитель напоминал им о благочестивых предках, которые восприняли идеал святости в купели Крещения. Теперь же потомки отступили от этого идеала и даже во время войны вместо того, чтобы пойти в храм на богослужение, участвуют в увеселительных зрелищах и развлечениях в клубах, парках и театрах. Причем это делается как правило в те дни, которые Православной Церковью посвящены для молитвы Богу. Он умолял всех отказаться от пьянства, «принести вопль покаяния и вернуться к … благочестивой жизни во взаимном согласии и любви, в памятовании, что только в попечении друг о друге лежит залог целости рода, целости государства» [8, с. 370–371].

Кроме пристрастия к алкогольным напиткам, расслоения общества и образования различных политических партий, стремления к увеселительным ночным балам и приемам, во все слои русского общества стала проникать еще одна страсть – игра в карты. Владыка давал весьма категоричную оценку этому занятию. Он говорил, что это «диавол в подмену церковных песней изобрел свои, которые теперь так часто распевают даже дети; в подмену всенощных бдений церковных – установил свои вечера и ночные радения; вместо книг богослужебных – крапленые карты. И вместо того, чтобы идти под праздник в … церковь Божию, идут люди в темные каморки, где в облаках табачного дыма … проигрывают свое имущество и вместо душевного успокоения заканчивают ночь ссорами, сквернословием, ругательствами и нередко побоями друг друга» [8, с. 382–383]. По мнению архипастыря для того, чтобы разбудить русского человека от постигшей его греховной спячки и напомнить ему о высоком звании христианина, «необходим такой удар, чтобы, как говорят, искры посыпались из глаз» [8, с. 383]. Война, считал он, и стала таким сокрушительным ударом, который заставит русских людей опомниться, раскаяться и начать «неотступно ходить во свете Христовом» [8, с. 383]. Относительно появившихся негативных тенденций в поведении людей в социокультурном пространстве, святитель отмечал, что «не только не стало слышно о каких­либо добродетелях, наоборот, заговорили о том, что благочестие в народе исчезает совсем. Как в городах, так и в селах появился особый разряд людей, которые называются хулиганами, и для которых нет ничего святого. У них считается особым признаком удальства оскорбить старика, обезчестить девицу, украсть, … все это признается не только естественным, но и полезным…» [9, с. 401].

Архипастырь отмечал, что в обществе «в значительной степени утратились прежняя сдержанность, скромность, целомудренная бережность в отношениях к женщине, явилась небывалая свобода взаимных между мужчиной и женщиной отношений, перешедшая в злоупотребления, вследствие которых на святой Руси явились даже нарочитые дома для служения плотским наслаждениям похотливых людей» [9, с. 425–426]. Проявляя заботу об общественной нравственности, Владыка не мог не обратить внимания на грех, пленивший многих в современном ему русском обществе. Речь идет о сквернословии и ругательствах, которые в своей речи использовали не только простолюдины, но и представители высшего сословия. Святитель говорил, что даже «самое святое имя “мать” стало употребляться с таким невероятно грязными утверждениями, что сделалось средством самой постыдной, самой оскорбительной брани» [9, с. 426]. В своей проповеди в селе Осиновка Владыка обратился к пастве с такими словами: «Каждый из нас может падать до ада и возноситься до небес … Но для достижения Царства Небесного надобно напрягать все свои силы, надобно стоять на высоте своего звания… И нам нужно дорожить тем временем нашей земной жизни, которое Господь дает нам, как великое сокровище, и ни одной крохи из него не растрачивать на забавы, разврат, распутство, на игрища и всякие непотребства, на картежную игру» [5, с. 240].

Преосвященный говорил, что исправление греховной жизни возможно силой и действием Святого Духа в духовной лечебнице, то есть в основанной Самим Спасителем Церкви Божий. Он проповедовал о Церкви как об «общем училище благочестия. И если мы будем посещать ее, слушать преподаваемое в ней учение, мы сбережем истину. И потому слова апостола – будьте тверды в вашем звании и избрании – относятся и к нам. Мы должны пользоваться для своего спасения теми средствами, которые Господь оставил нам. Средства же все имеют одну цель: преобразить нас из людей грешных в людей, живущих духовной жизнью, избегающих греха и страстей и устремляющихся к обителям Отца Небесного. Это преображение, это перевоспитание себя есть задача всей нашей жизни на земле. И если оказывается, что мы не улучшаемся, значит мы не тверды в вере, растеряли ее» [9, с. 400–401]. Для обретения христианской твердости в вере, по мнению святителя, необходимо терпение, а от терпения, по апостолу Павлу, подается нам надежда и любовь Божия (см. Рим. 5, 3). Бог призывает человека следовать за Ним до полного самоотвержения: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), а это ведь подвиг, который совершается с упованием на Бога, с верой и молитвой, и который возможен при максимальном напряжении всех духовных и физических сил. Совершить его может очень терпеливый и целеустремленный человек. Только имея добродетель терпения можно преодолеть в себе гордыню, неприязнь и недоброжелательность к окружающим, дарить людям любовь и радость, стать духовно богаче и совершеннее. «Путь терпения – есть путь всех крестоносцев, и мы с вами должны идти тем же путем. Награда за это великая: «Претерпевый до конца, той спасется» [11, с. 590–591] (Мф. 10, 22), – наставлял святитель Кирилл паству, желая всем помощи Божией в терпеливом несении креста войны.

В целом все аспекты общественной жизни России, отмеченные в проповедях священномученика Кирилла военного времени, свидетельствовали об ослаблении нравственных устоев, а также о кризисе государственной власти, которая через традиционные органы контроля не справлялась со своими обязанностями. Война обнажила и обострила все язвы и противоречия в государстве и обществе. И в условиях военного времени, говоря об отрицательных явлениях общественной жизни, архипастырь призывал своих слушателей искать, «прежде Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6, 33), и жить в согласии со своей совестью и в соответствии с православными христианскими духовно­нравственными установлениями.

Несмотря на тревожные события, происходившие в это время в Российской империи и вокруг нее, Преосвященный Владыка не переставал убеждать прихожан: «Верьте, братие, что и из настоящего испытания Русь выйдет обновленною, нужно только всем исполнять свой долг до конца. Кому приходится кровью своею защищать родину, пусть там на полях битвы исполняет свой долг до конца. Кто остался дома, должен здесь отдать всего себя на то, чтоб изыскать средства для борьбы с врагом, а также для оказания помощи женам солдатским и детям­сиротам. По окончании войны останется много плачущих. Надо запастись такою добротою, чтоб всех утешить и успокоить. На это да благословит вас Господь Бог!» [9, с. 405].

Заключение

1915 военный год стал седьмым годом пребывания священномученика Кирилла на Тамбовской кафедре. За это время он хорошо изучил свою паству, ее духовные и материальные нужды, прекрасно представлял себе проблемы приходов и монастырей, что помогало ему успешно совершать архипастырское служение и миссионерскую деятельность в обширной епархии. Его проповедям в указанный год была присуща особая сострадательность, сопереживание людям, соучастие в горе верующих, потерявших родных на фронте. «Владыка пробуждал в слушателях стремление к духовному преображению и обновлению во Христе через благодать таинства Покаяния» [12, с. 35], настаивал, чтобы они посмотрели «пристальнее на самих себя, на свое внутреннее состояние, на собственные грехи и пороки» [13, с. 115], научились прощать обиды друг другу, объединились в борьбе с завоевателями, терпеливо переносили испытания, выпавшие на их долю с началом войны. Архипастырь искренне желал и надеялся, чтобы от слушания его проповедей современники перешли к духовному деланию и начали созидать свою личную и общественную жизнь на основе нравственных евангельских заповедей. Призывы святителя Кирилла, звучали всюду: в кафедральном соборе, в мужских и женских монастырях, в храмах городов и отдаленных весей. Они вдохновляли и радовали жителей губернии, вызывали в них ответное чувство благодарности, горячее желание принять всем сердцем каждое наставление своего архипастыря. В тяжелейших условиях неспокойного военного времени он, как опытный духовный кормчий, всегда находил для них важные и необходимые слова поддержки, назидания и ободрения, которые помогали людям хранить православную веру отцов и дедов несмотря на активизацию пропагандистов атеизма, сектантства и безнравственности, укрепляли надежду на скорое избавление от врага, приносили душевное успокоение, сподвигали на самопожертвование ради благополучия родных и близких, ради общественного единения и согласия в Тамбовской губернии, ради свободы и независимости народа и Российского государства.

Митрополит Тамбовский и Рассказовский

ФЕОДОСИЙ

Список литературы

  1. Лубны­Герцык, Л. И. Движение населения на территории СССР за время первой мировой войны и революции / Л. И. Лубны­Герцык. – Москва : Плановое хозяйство, 1926. – 124 с.
  2. Алленов, А. Н. Кирилл (Смирнов), священномученик / А. Н. Алленов // Тамбовская энциклопедия. – Тамбов : Центр поддержки музейного дела «Провинциальные усадьбы», 2020. – ISBN 978­5­6045357­0­7. – С. 344.
  3. Мазырин А., свящ. Кирилл (Смирнов), священномученик / священник А. Мазырин // Православная энциклопедия. – Москва : Церковно­научный центр «Православная энциклопедия», 2014. – Т. 34. – ISBN 978­5­89572­039­4. – С. 362–377.
  4. Феодосий (Васнев), митр. Священномученик Кирилл (Смирнов) как духовный наставник тамбовского монашества (на материале проповедей 1910–1915 годов) / Феодосий (Васнев), митрополит Тамбовский и Рассказовский. – DOI: 10.51216/2687­072X_2023_2_153. EDN: GLXJZX // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – Тамбов, 2023. – № 2 (23). – С. 153–167.
  5. Обозрение Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Тамбовским и Шацким, церквей и монастырей епархии в 1915 году // Тамбовские епархиальные ведомости. – 1916. – № 9, неофиц. отд. –

С. 223–269.

  1. Журавский, А. В. Во имя правды и достоинства Церкви : жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского в контексте исторических событий и церковных разделений ХХ века / А. В. Журавский. – Москва : Издательство Сретенского монастыря, 2004. – 863 с. – ISBN 5­7533­0302­1.
  2. История дипломатии. В 3 т. Т. 2. Дипломатия в Новое время (1872–1919) / под ред. В. П. Потемкина ; сост.: Хвостов В. М., Минц И. И. – Москва ; Ленинград : Государственное издательство политической литературы, 1945. – С. 51–52.
  3. Обозрение Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Тамбовским и Шацким, церквей и монастырей епархии в 1915 году // Тамбовские епархиальные ведомости. – 1916. – № 12, неофиц. отд. – С. 355–395.
  1. Обозрение Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Тамбовским и Шацким, церквей и монастырей епархии в 1915 году // Тамбовские епархиальные ведомости. – 1916. – № 13, неофиц. отд. – С. 398–470.
  1. Обозрение Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Тамбовским и Шацким, церквей и монастырей епархии в 1915 году // Тамбовские епархиальные ведомости. – 1916. – № 11, неофиц. отд. – С. 317–354.
  1. Обозрение Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Тамбовским и Шацким, церквей и монастырей епархии в 1915 году // Тамбовские епархиальные ведомости. – 1916. – № 14/15, неофиц. отд. – С. 471–602.
  2. Феодосий (Васнев), митр. Духовно­нравственная и социальная проблематика в гомилетическом наследии тамбовского периода (1910–1912) священномученика Кирилла (Смирнова) / митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий // Тамбовские епархиальные ведомости. – Тамбов, 2023. – № 3. – С. 30–36.
  3. Феодосий (Васнев), митр. Проблемно­тематический обзор гомилетических трудов священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского, тамбовского периода (1909–1918) / митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Васнев Сергей Иванович). – DOI: 10/51216/2687­072Х_2022_4_107. EDN: KRFLQD // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2022. – № 4 (21). – С. 107–118.

Это интересно