Середина августа. По календарю – еще лето, а природа уже готовится к осени. Пожухли листья, желтеют поля, все чаще срывается холодный «северный» дождик, черные грачи громко галдят, слетаясь поближе к деревенскому жилью, по трассе устало «тащатся» разноцветные автомобильчики с иногородними номерами. Все готовятся или уже возвращаются домой: и люди и птицы. Хотя последние несколько дней и установилась августовская жара, легкая осенняя грусть с оттенком прощания меняет веселое звонкое лето.

Природа готовится к проводам, 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы, последний двунадесятый праздник церковного года. Слово «успение» означает «кончина». Успение Божией Матери отмечается в честь окончания Ее земной жизни и преставления к жизни Небесной. Предваряет праздник двухнедельный пост, который всегда начинается с 14 августа и носит название «Успенский», заканчивается он 28 августа на праздник Успения.

Одно из ранних упоминаний о посте «осеннем, положенном в осьмом месяце» есть у Льва Великого, который уже называет этот пост древним установлением. В соборном определении 1166 г. при Константинопольском Патриархе устанавливался единообразный порядок соблюдения этого поста в Восточных Церквах. Устав запрещал в течение всего поста, кроме праздника Преображения, вкушение рыбы. По субботам и воскресеньям дозволялась вареная пища с растительным маслом, во вторник и четверг – без растительного масла, а в понедельник, среду и пятницу предписывалось сухоядение.

Успенский пост по длительности недолог, а по строгости пощения приписывается к Великому посту. Несмотря на свою строгость этот пост на Руси считался самым приятным, легким, благодаря поспевшим овощам и фруктам. Народ о нем сложил поговорку: «Петровка – голодовка, Спасовка – лакомка». Спасовкой этот пост называли потому, что он связан с тремя праздниками – Спасами – в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа.

Первый Спас приходится на начало поста, второй – на середину, третий – на первый день после его окончания. В каждый из Спасов благославляются некоторые продукты питания нового урожая. Поэтому в народе их называют «медовый», «яблочный» и «ореховый». Хотя по церковному календарю каждому из них соответствует другое название.

Медовый Спас – 14 августа, в первый день поста освящается мед, а праздник именуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове история этого календарного праздника объясняется так:

По причине болезней, весьма часто бывавших в августе издревле утвердился в Константинополе обычай износить (выносить) Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней.

В Русской Церкви это празднество соединялось с воспоминаниями Крещения Руси в 988 году Святым Равноапостольским князем Владимиром. 14 августа в память об этом событии совершалось освящение воды в водах Днепра и Крещатика. Медовый Спас называют еще «медолом» – праздник пчеловодов. В этот день пасечники заламывают в ульях первые медовые соты.

Мед является одним из самых питательных среди постных продуктов. В Евангелии рассказывается о том, как Иоанн Креститель, удалившись в пустыню, питался только акридами (сушеной саранчой) и диким медом. В Библии о богатой стране говорилось – земля, кипящая молоком и медом.

Русь всегда была богата медом. В русской кухне на его основе приготовлялось множество разнообразных блюд и напитков. Вкушение меда разрешается в любой день года, кроме Великого Пятка на Страстной Седмице. В этот день принятие пищи запрещается. Мед был и остается неотъемлемой частью обрядовой кухни. С него всегда начинался поминальный обед. Мед всегда считался наиболее угодным Богу для поминовения усопших.

Мед стал даже виновником появления на свет знаменитого русского самовара, вернее его прообраза. Наши предки очень любили душистый напиток, приготовляемый на основе меда. Русские его называли сбитнем, иностранцы – глинтвейном. Долгое время он заменял популярные сейчас чай и кофе. Сбитенщики, продавцы одноименного напитка, разносили его в больших медных чайниках, которые в зимнее время плотно укутывали и в середину чайника вставляли широкую трубу, наполненную углями. Так медовый напиток подтолкнул к изобретению русского самовара, известного во всем мире.

Второй Спас – «яблочный» –  19 августа, праздник Преображения Господня. Основой праздника послужило евангельское событие, явившее славу Господнею перед его добровольным унижением.

Незадолго до Крестной смерти Иисус Христос с тремя учениками взошел на высокую гору Фавор, где произошло преображение Господне. Лицо Иисуса Христа сияло, как солнце, а одежды стали настолько белыми, что блистали подобно снегу. Рядом с Христом стояли древние пророки Моисей и Илия. Вдруг светлое облако окружило Иисуса с пророками, из облака раздался голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». От страха апостолы упали ниц, а когда поднялись, Иисус был уже один.

Этот праздник празднуется не только во имя воспоминания этого события, а для напоминания нам главной цели христианина – преображении своего бытия. Иоанн Златоуст пишет, что Господь преобразился не без причины, но чтобы показать нам будущее преображение естества нашего. А в достижении этой цели одним из средств является пост.

Приходясь на половину Успенского поста праздник Преображения напоминает нам и о духовной части поста и дает шанс на исправление. Созревание и освящение плодов также является образом будущего преображения мира. Годичный цикл земледельческих трудов увенчивается плодами. Труд преображается в плод. Церковь выражает надежду, освящая плоды земные, что и все труды земные освятятся благодатью Божию.

В Византии в этот день освящали те плоды, которые во время Литургии претворяются в Тело и Кровь Христову – колосья пшеницы и гроздья винограда. В России же освящают яблоки. До этого дня яблоки нового урожая вкушать не полагается. Раньше в России яблоки продавали целыми возами. Все, кто был платежеспособен, считали своим долгом наделить яблоками бедных. В больших корзинах плоды привозили и приносили в храмы. А после освящения священники раздавали их неимущим. Больным яблоки посылали домой, а также обязательно в больницы и приюты. «Яблочный Спас» приходил ко всем.

Третий спас – ореховый – 29 августа, в праздник Спаса нерукотворного, который полностью звучит так: Перенесение из Едессы в Константинополь нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В этот день освящали орехи нового урожая.

Успенский пост Богородичный. Он побуждает нас подражать Богоматери, которая всю свою жизнь провела в подвигах поста и молитвы. И очень хотелось бы, чтобы грусть прощания, которой пронизан этот пост, заменилась нашими трудами преображения плоти и духа.

Елена Сергеева