На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 27 июля 2009 года, было принято «Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви» – совещательном органе, призванном содействовать высшей церковной власти в лице архиереев в решении наиболее важных и актуальных вопросов церковной жизни, а также подготавливать проекты решений этих вопросов. Межсоборное присутствие состоит из архиереев, клириков и мирян, избираемых Священным Синодом. Подготовленные проекты представляются на рассмотрение Священному Синоду, а затем Архиерейскому Собору, который и принимает окончательное решение по ним. В обсуждении проектов может принять участие весь церковный народ.
Первое заседание Межсоборного присутствия состоялось 29 января 2010 г. На нем был утвержден состав 13 комиссий, которые и должны разрабатывать проекты по различным направлениям. Почти за три года работы присутствия был сформулирован и обсужден целый ряд тем, в которых кристаллизовалось соборное мнение Церкви по ряду важнейших вопросов. На Архиерейском соборе 2011 года некоторые проекты стали документами, которые обязательны к действию и руководству. Тогда были приняты следующие документы: «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», «Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей», «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», «Общественная деятельность православных христиан», «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших».
В течение 2011 и 2012 годов активно обсуждались вопросы, связанные с ролью церковнославянского языка в жизни Церкви, организацией миссионерской работы, переводах Библии и прочее.
Президиум и пленум Межсоборного присутствия, состоявшийся 21-23 ноября 2012 г., обсудил очередные проекты документов, которые, напомним, пока являются лишь формулировкой определенных предложений, а не окончательным решением.
Давнишняя проблема, связанная со средствами электронного контроля над человеком, отражена в документе «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности». Появились новые технологии идентификации личности, такие, например, как присвоение человеку уникального идентификатора (кода) или внедрение универсальной электронной карты. Понятно желание государства обеспечить безопасность своих граждан, улучшить условия их жизни, однако существует опасность установления тотального контроля над человеком, а значит, нарушения его богоданной свободы. В проекте заложена мысль о том, что новые технологии не должны быть безальтернативны: нужно оставить право выбора за человеком – принимать их или пользоваться традиционной системой учета и контроля (паспорт, удостоверение и прочее). А также законодательно запретить нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств.
Немаловажное значение имеет другой проект, предложенный присутствием, он называется «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции». За последние годы в церковной среде появился целый спектр разных мнений по этому вопросу: от полного неприятия самого понятия «ювенальная юстиция» и возможности его существования в России до взгляда, что нужно присмотреться к опыту других Поместных Церквей, которые существуют на территории государств, в которых давно действуют ювенальные законы. Проект по ювенальной юстиции подчеркивает две важные составляющие. Во-первых, западная система ювенального права «основана на абсолютизации приоритета прав ребенка по отношению к правам родителей», что неприемлемо: преимущественное право родителей на воспитание детей не должно ущемляться. И во-вторых, «что в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь». Правовое творчество в ювенальной области у нас в стране идет своим чередом, и этот документ свидетельствует о том, что Церковь не намерена оставаться в стороне от этого процесса.
«Основы экологической концепции Русской Православной Церкви» — еще один проект, разработанный Межсоборным присутствием. Экологическая проблема – одна из актуальнейших в современном мире. Определенная позиция Церкви по этому вопросу была отражена еще в «Социальной концепции», и вот теперь были разработаны дополнения к ней и уточнения. Существует мнение, что экология – это вообще не проблема Церкви и заботиться о том, чтобы сформулировать какую-то позицию по этому поводу, не нужно. Пускай мир заботится об экологии – это вопрос не духовного порядка. Однако это в корне не верно, ибо как раз в основе экологической проблемы и лежат причины духовного характера. Ведь это результат потребительского отношения человека к природе, т. е. по сути страсти к стяжанию. Разработчики этого документа уверены, что «тема экологии должна стать компонентом миссии и пастырских трудов».
Помимо этих проектов были приняты следующие «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых», где очень четко и обоснованно заявлены конкретные шаги в этой области, и «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси», здесь представлено целых четыре способа избрания Предстоятеля.
Работа Межсоборного присутствия продолжается. Уже представлены новые темы, и принять участие в их обсуждении или внести свои предложения может каждый.
Олег Лёвин
Екатерина Налитова