20 марта, вечером 2-ой Недели Великого поста, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил вечерню с чтением Евангелия и акафиста Божественным Страстям Христовым в нижнем храме Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора: протоиерей Борис Жабин, протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Владимир Кленин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Игорь Груданов, протоиерей Виктор Лисюнин, священник Андрей Пирогов, диакон Константин Полозов и диакон Антоний Дик.

После чтения Его Высокопреосвященством установленных глав Евангелия от Матфея с проповедью к молящимся обратился клирик Спасо-Преображенского собора протоиерей Владимир Кленин:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами собрались к подножию Древа Животворящего Креста Господня, и молились за особым богослужением, называемом пассией. Евангельское чтение и церковное песнопение напомнили нам земную жизнь Христа Спасителя, особенно крестные страдания, которые Он претерпел «нас ради, человек, и нашего ради спасения». И нашему духовному взору представляется страшная картина, когда беззаконные люди срывают одежду с Божественного Страдальца, поднимают Его на Крест, раздаются удары молота, и льется Пречистая Кровь… В эти минуты ужасных страданий Господь наш Иисус Христос молится за Своих распинателей: «Отче! прости им, ибо они не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). Такова всеобъемлющая и всепрощающая любовь Божия!

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). По Своей любви Бог сотворил мир и человека, чтобы мы были участниками Его славы и Его блаженства. И даже тогда, когда человек оступился, стал отдалятся от Бога, обрек себя на многотрудную жизнь, любовь Божия не иссякла и не прекратилась. По Своей любви к роду человеческому Бог Отец посылает в мир Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Сын Божий, по Своей любви к роду человеческому, претерпел крестные страдания, чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти. Бог Дух Святой, по Своей любви, помогает каждому человеку усвоить искупительные плоды Жертвы Христовой. В нашем человеческом сердце, согретом Божественной любовью, должна созревать взаимная любовь к Богу. К большому сожалению, не всегда и не у всех людей это происходит. Почему?

Праведный Симеон, при виде Богомладенца Иисуса Христа, пророчески сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих, и будет в предмет пререканий» (Лк. 2, 34). Отношение к правде, истине, к добру складывается у всех людей по-разному, в зависимости от направления движения личной свободной воли. Но не каждый человек должным образом и правильно пользуется своей, от Бога данной свободой. Вот почему одни люди восторженно слушали проповедь Иисуса Христа о новой жизни и старались измениться к лучшему, а другие равнодушно просили Его покинуть пределы их проживания. Одни люди, будучи участниками или свидетелями всевозможных чудес, совершенных Иисусом Христом, следом ходили за Ним и говорили: «Господи! Хорошо нам здесь быть…» (Мф.17, 4), другие клеветали на Него, говорили, что Он действует силой веельзевула, князя бесовского. Порой одни и те же люди, когда руководствовались сердцем своим, чувствовали благодать Христову, они радостно восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). А когда наслушались лживых речей своих слепых вождей, будучи сбитые с толку, они стали надрывно кричать: «Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25). Даже два разбойника, распятые вместе со Христом по правую и левую сторону, вели себя по-разному: один злословил, а другой не только останавливал его, не только осознал и исповедал свои грехи, но и выразил веру и надежду Безвинному Страдальцу, говоря: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!» (Лк. 23, 42).

Такое «падение и восстание многих», такое разделение людей по отношению к правде, истине и любви Божией, начавшееся издревле, будет продолжаться и дальше. Как определили себя люди в этой, земной жизни, так и определит им место пребывания в вечности Христос Спаситель на Страшном Суде Своем. Одни будут поставлены по правую от Него руку, а другие – по левую. Одним скажет: «Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царствие Божие, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34); а другим скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф. 25, 41).

Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь вновь призывает нас окончательно определиться по самому жизненно важному вопросу: откликнулись ли мы на призыв Христа Спасителя оставить свою греховность, взять крест свой и исполнением заповедей следовать за Ним? Готовы ли мы подниматься по духовной лестнице до высот ангельской чистоты, вплоть до вершин любви к Богу и к ближнему как к самому себе? Этот путь для нас спасительный и благодатный. Предстоящие тяготы и лишения на этом пути не должны смущать и пугать нас, потому что Сам Христос Спаситель сказал на все времена: «Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20), — и еще добавил: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф.11, 30). А святитель Феофан Затворник к этому еще с пояснением добавляет, что Господь есть свет, освещающий в темноте и сени смертной наш жизненный путь, явным делает опасные препоны, которые нам необходимо безопасно преодолеть. Еще он говорит, что Господь есть сила всеоживляющая, способная воодушевить человека, исполнить его крепостью и силой для борьбы с грехами и всевозможными порочными препятствиями, даровать преображение нашему естеству Своим внутренним благодатным светом. Далее святитель Феофан говорит, что Господь есть мир, который, водворяясь в душе, пресекает волнение от греховных помышлений, желаний, соблазнов и страстей. И, наконец, Господь есть огонь согревающий, который проникает в сердце человека, дает райскую сладость.

Напротив, в душе человека, идущего путем забвения Бога, теснится скорбь, страх, неуверенность, разочарование и постоянное ожидание наказания. Посмотрим на представителей правящей партии и духовных вождей израильского народа, которые уже не вели людей ко спасению, а превратили их в средство достижения земных ценностей: власти, богатства и славы. Они ревностно следили за тем, чтоб никто не нарушил заведенного ими порядка. В лице Иисуса Христа они увидели только возмутителя спокойствия и пристально стали следить за Ним. И уже скоро они с нескрываемым раздражением говорили между собой, что весь мир идет за Ним (Ин. 12, 19). Гонимые страхом, они сразу же решают, что лучше одному человеку умереть за народ (Ин. 18, 14). Для достижения этого коварного замысла они стали искать лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти; они сумели убедить правителя Понтия Пилата предать невинного Христа на позорную крестную смерть, а убийцу и злодея Варавву отпустить на свободу. Кажется, они сделали свое черное дело, и можно отмечать победу. Однако страх заставляет их терзаться в смутных сомнениях из-за своего безумно грязного дела, и для самоуспокоения они решают опечатать гроб с телом Иисуса Христа и поставить стражу к нему. Эти воины стали невольными свидетелями Воскресения Христова, которых вожди народные, в безумном бессилии своем, пытались подкупом заставить замолчать о центральном всепобеждающем событии спасения рода человеческого от смерти.

Теперь гораздо доступнее для нашего понимания становятся кроткие и предупредительные слова царя и псалмопевца Давида: «Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1, 1). Теперь нам ближе и дороже становятся слова Священного Писания, поощрительно провозглашающие: «Благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23,39). Поэтому сегодня, дорогие братья и сестры, стоя у подножия Креста Господня, мы едиными устами и единым сердцем воззовем к подателю всяческих благ Богу, чтобы Он сподобил нас достойно пройти выбранное нами поприще нашей земной жизни в согласии с Его святой волей и достигнуть спасения. Господи, силой Честного Животворящего Креста, молитвами святых отец и владыки нашего, помилуй и спаси нас. Аминь.»

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.