4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” Вознесенского женского монастыря города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики монастыря митрофорный протоиерей Михаил Ильинский, протоиерей Александр Сарычев, священник Михаил Замкивский, диакон Павел Попов, а также клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова протоиерей Андрей Махоренко, диакон Константин Полозов и насельник Казанского мужского монастыря г. Тамбова иеродиакон Зосима (Клинков).

За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Тавифа (Ковылова) с сестрами обители, секретарь регионального отделения ВРНС Н.Г. Астафьева и прихожане.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

Для верующих из общины неслышащих и слабослышащих при монастыре осуществлялся сурдоперевод.

По окончании Божественной литургии было совершено славление.

В завершение богослужения глава Тамбовской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом:

«Священное Предание сохранило для нас события Введения во храм Пресвятой Богородицы. Родители Девы Марии ожидали рождения своего единственного чада до преклонных лет. Когда им было даровано это благословение Божие, они дали обет посвятить ребенка Создателю, Который послал им утешение в старости.

Когда Пресвятая Богородица достигла 3 лет, Иоаким и Анна привели Ее в Иерусалимский храм, где воспитывались такие же дети, как Она. Будучи еще малым ребенком, Дева Мария самостоятельно поднялась по крутой храмовой лестнице, и это деяние было сродни подвигу. Кто бывал в Святой Земле, знает, какие высокие ступени ведут в святилище в этой стране. Они, как правило, вытачивались из каменных глыб, которые плохо поддаются обработке. Из-за этого ступени в древних храмах не такие удобные, как в современных строениях, где они изготавливаются в соответствии со стандартами, ограничивающими их максимальную высоту до 15–17 см.

Однако Отроковица сумела совершить трудное восхождение, а далее произошло еще одно чудо. Первосвященник ввел Деву Марию во Святая святых, куда священнослужитель входил раз в год. Это событие как бы предвозвестило о будущем чудесном служении Богородицы тайне Боговоплощения. Неслучайно, с этого праздника на богослужениях мы начинаем славословить Рождество Христово.

При храме Дева Мария возрастала до 14 лет, уготовляя Себя молитвой, постом и покаянием к высокой миссии, о чем Ей в будущем благовестит Архангел Гавриил. Церковь уподобляет Царицу Небесную ветхозаветной скинии, о которой мы сегодня слышали в апостольском чтении. Священное Писание сообщает, что во время странствия иудеев по пустыне Господь им повелел создать небольшой переносной храм. В скинии хранились скрижали завета, жезл Ааронов прозябший и манна небесная, которой Господь чудесным образом питал иудеев. Особая благодать Господня осеняла ее в виде облачного столпа и сопровождала иудейский народ во время многолетних скитаний. Пресвятая Богородица тоже, подобно скинии, стала вместилищем для Невместимого, о чем свидетельствуют слова Архангела Гавриила во время Благовещения: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1, 35).

Сегодня, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, мы прославляем Царицу Небесную за Ее чистую жизнь, которая соделала Ее достойной стать Матерью Божией. Мы также должны вспомнить о том, что каждый человек призван стать обителью Святого Духа. Возможно, кто-то думает, что это удел только избранных людей, которые от колыбели отмечены печатью святости. Нет, это цель жизни каждого христианина, и Господь сделал все необходимое для того, чтобы мы могли приобщиться к этой благодати. Он родился на земле, даровал нам Святое Евангелие, принял страдания и крестную смерть ради любви к человеку, воскрес и вознесся на небеса, основав Церковь Христову.

В лоне Святой Православной Церкви сосредоточена вся полнота веры и хранятся подробные инструкции, как должен жить человек, чтобы наследовать райские обители. Церковь учит нас, что, как и Ветхом Завете, местом средоточия христианской жизни остается храм Божий. Именно здесь приносится Бескровная Жертва, священнослужители и верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Здесь совершаются и другие церковные таинства: Покаяние, Елеосвящение, Венчание, Священство, Крещение и Миропомазание. Церковные таинства сообщают нам Божественную благодать, под воздействием которой происходит таинственное преображение нашей души.

Однако прибегаем ли мы к этому неистощимому источнику? Следуем ли учению Святой Православной Церкви? Подражаем ли Деве Марии, Которая с младенчества стремилась к служению Богу? С прискорбием можно наблюдать, как часто человек отвергает благодать Святого Духа. Одни открыто отрицают бытие Божие и хулят Божественные заповеди. Другие вроде называют себя верующими, но не выполняют ничего из того, к чему Спаситель призывал каждого человека. Они не соотносят свои действия с Евангельским законом и постоянно совершают поступки против ближних, против совести, которая есть глас Божий.

Такое поведение свидетельствует о нашей гордыне, поскольку мы привыкли игнорировать Божественную волю и руководствоваться собственными прихотями. Гордыня же является источником всех остальных пороков, которые поселяются в сердце и наглухо закрывают его от благодати. Мы даже не замечаем, как перестаем отличать доброе от худого, впадаем в прелесть и начинаем служить диаволу, который коварен и изворотлив. За тысячелетия сатана наловчился искушать человеческий род и представлять пороки в привлекательном виде, обманом вовлекая нас в свои сети, за что его и прозвали отцом лжи.

Если же мы стремимся исполнять благую волю Божию, Господь поселяется в нашем сердце, наполняет его добродетелями, покрывает недостатки и оберегает от власти врага рода человеческого. Как говорит Священное Писание, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

Просвещенный Божественным светом, человек становится светильником для окружающих, которые тянутся к нему. Так происходило со святыми подвижниками, полностью посвятивших свою жизнь Богу. За ними шли в глухие леса и знойную пустыню, отказавшись от благосостояния и комфорта. Вместе с ними принимали мучения, вдохновившись их подвигом и уверовав во Христа. Однако они были такие же люди, как мы, только всю волю направили на то, чтобы следовать узким путем спасения. Очень важно, чтобы мы подражали их примеру и просили Господа даровать нам духовное зрение».

В завершение проповеди архипастырь призвал молиться Царице Небесной, чтобы Она помогала нам идти путем спасения, который Она прошла до конца и с которого ни разу не уклонилась.