20 апреля, в субботу 5-й седмицы Великого Поста, праздник Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора: митрофорный протоиерей Борис Жабин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Игорь Груданов, протоиерей Виктор Лисюнин, священник Александр Неплюев, священник Павел Периков, диакон Константин Полозов, диакон Антоний Дик и диакон Даниил Лопухов.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

По окончании Божественной литургии было совершено славление.

В завершение богослужения глава Тамбовской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом и поздравлением:

«В Субботу Акафиста мы сугубо прославляем Пресвятую Богородицу, Которая стала Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, ибо своей праведной жизнью достигла ангельской чистоты.

 

Как же Дева Мария, будучи человеком, сподобилась небесной святости? Потому что Свои помышления Она посвятила Богу и, отвергая своеволие и гордыню, стремилась исполнять все, что Создатель повелел человеку. Господь призрел на Ее истовые молитвы и праведную жизнь и избрал через Нее родиться на земле. Неслучайно в акафисте мы поем, что Царица Небесная — „звезда, являющее нам Солнце Христа“.

 

Священная миссия — служение тайне Боговоплощения — неизреченная милость, но также величайшая ответственность и сложное испытание. Святой праведный Симеон Богоприимец говорит Пресвятой Богородице такие слова: „Тебе же самой душу пройдет оружие“, поэтому, воспевая сегодня Царицу Небесную, мы не можем не восхищаться силой Ее воли и духа. Мы помним, какое смятение и страх пережили апостолы во время суда и казни Спасителя и в более позднее время, пока благодать Святого Духа не снизошла на них, изгнав робость из сердец и укрепив их. Какие же переживания испытала Божия Матерь, сначала оберегая Божественного Младенца от преследований царя Ирода и других опасностей, а потом стоя у подножия голгофского Креста и оплакивая Сына Божия во Гробе! Нам, слабым людям, просто не хватит воображения и чуткости, чтобы до конца постичь глубину Ее страданий и высоту Ее смирения.

 

Сегодня мы благодарим Царицу Небесную, послужившую таинственному делу спасения человеческого рода, за Ее веру и стойкость. С Нее началось исполнение обетования Божия, которое Творец дал Адаму и Еве. Еще в начале времен, когда произошло грехопадение первых людей, Господь обещал, что не оставит человека. Главное, ради чего Христос родился на земле, — принести Себя в жертву, поэтому, радуемся ли мы Рождеству Христову, празднуем ли Благовещение, вспоминаем ли Введение во храм Пресвятой Богородицы, следует помнить, что все эти события — звенья цепи, которая ведет к главному Божественному подвигу — пострадать за грехи людей, умереть и тридневно воскреснуть.

 

Об этом Спаситель неоднократно говорил Своим апостолам, о чем мы читали сегодня в Евангелии. Однако ученики то ли недостаточно внимательно слушали Спасителя, как, наверно, часто мы на богослужении рассеянно слушаем Священное Писание, то ли не могли вместить того, что им раскрыл Христос. Когда произошла страшная трагедия, они забыли предупреждение Сына Божия, что Он принимает смерть во исполнение воли Отца Своего Небесного, поэтому для них это стало крушением надежд. Они ожидали, что Он станет земным царем, который возглавит возрождение иудейского государства, и только после чудесного Воскресения апостолы вспомнили предвещание Спасителя о крестных страданиях ради искупления человеческих грехов.

 

Очень важно, чтобы мы тоже это осознали и следовали путем спасения, который указал нам Сын Божий. Его учение изложено в Святом Евангелии, которое мы должны внимательно изучать, ибо это глаголы вечной жизни, которые касаются каждого человека, который когда-либо жил, живет и еще будут жить на земле. Мы должны впитывать каждое Божественное слово сердцем, только тогда мы сможем изменить нашу жизнь к лучшему. Мы также должны участвовать в Божественной литургии, потому что в это время совершается таинство Евхаристии в воспоминание Кровной Жертвы, принесенной Спасителем за нас. За богослужением мы имеем возможность принимать этот Божественный дар — Тело и Кровь Христовых, чтобы соединиться с нашим Создателем, очиститься, просветиться и освятиться».

В завершение Его Высокопреосвященство призвал благодарить Господа за милости, которые Он даровал нам, и пожелал, чтобы Господь по молитвам Пресвятой Богородицы хранил всех на многая и благая лета.

Это интересно