21 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Михайло-Архангельском храме посёлка Мордово.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма священник Максим Мошкин, клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова протоиерей Андрей Махоренко и диакон Константин Полозов.
На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
За богослужением молились глава муниципального округа С.В. Манн, депутат Тамбовской областной думы В.П. Тарабрин, секретарь Тамбовского регионального отделения ВРНС Н.Г. Астафьева, директор филиала ПАО «Т Плюс» Р.Н. Сорокин, а также прихожане.
Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.
В завершение богослужения глава митрополии обратился к верующим с архипастырским словом:
«На этой неделе в православных храмах читали покаянный канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Во время Великого поста Церковь неслучайно рассказывает о подвижнической жизни преподобной, ведь ее пример ярко показывает величайшую силу искреннего покаяния. Благодаря многолетнему духовному подвигу, Господь вознес святую Марию Египетскую из глубины греха на вершину праведности.
Это повествование дарит нам благую надежду, ибо все мы имеем грехи, которые невозможно исчислить. Каждый человек подвержен страстям и совершает множество ошибок в течение жизни. „Весь мир во зле лежит“ (1 Ин. 5, 19), и мы постоянно испытываем влияние окружающего общества, которое в большинстве своем живет, не думая о Боге. Там же, где изгоняется Бог, желающий нашего спасения, воцаряется диавол, который, по слову апостола Петра, „ходит, как лев, рыкает и ищет, кого поглотить“ (1 Пет. 5, 8), чтобы навеки погубить заблудшее создание.
Через покаяние мы можем очистить грехи и преобразить свою душу. Ради этого Христос Спаситель пришел на землю и совершил искупительный подвиг, чтобы освободить человека от диавольского плена. И Великий пост — благодатное время, чтобы провести духовную ревизию своей жизни, как это сделала преподобная Мария Египетская.
В молодости она попала в плен к греху и проводила богопротивную жизнь. Однажды она вознамерилась поклониться Животворящему Кресту Господню. Однако случилось так, что она не смогла зайти в храм, хотя другие свободно проходили в двери. Невидимая десница Божия останавливала ее, сколько бы попыток она ни делала, и тогда она поняла, что многочисленные грехи не позволяют ей находиться там, где присутствует особая благодать Божия. Она принимает твердое решение в корне изменить свою жизнь. В тот же час, как только преподобная Мария Египетская положила начало покаянию, она получила возможность войти в храм и поклониться святыне. Она вознесла горячие молитвы Царице Небесной перед Ее образом, чтобы по Ее молитвам Господь помог очистить грехи и начать новую, богоугодную жизнь. От иконы она услышала голос, который призвал ее идти в Иорданскую пустыню, за Иордан, и там принести покаяние. Преподобная Мария Египетская в точности исполнила повеление Пресвятой Богородицы и в течение нескольких десятилетий подвизалась в безжизненной пустыне, питаясь лишь тем, что находила среди раскаленных песков».
Его Высокопреосвященство вспомнил, что неоднократно посещал эту пустыню, когда был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Там практически нет ничего живого, и только около Иордана есть зеленые насаждения.
«Каждый день преподобная Мария размышляла о своей жизни, испытывая совесть и взвешивая каждый поступок на чаше Божественных весов. Чем дольше она проводила подвижническую жизнь, тем глубже сознавала свою греховность, которая вела ее к полной гибели. Преподобная Мария Египетская содрогалась от ужаса и усердно взывала ко Господу о прощении. Испытывая глубочайшее смирение, она даже не думала о том, что со временем достигла святости, и воспринимала Божественные дары прозорливости и чудотворения как следствие ее веры во Всемогущего Бога и Его величайшей милости.
Житие преподобной Марии Египетской научает нас, что спасение начинается с того момента, когда человек осознает порочность своей жизни и понимает, что так жить нельзя. Порой сделать это бывает очень трудно. Затуманенное духовное зрение мешает нам увидеть пороки и недостатки, которые становятся второй натурой. Нам кажется, что мы все делаем правильно, и мы не замечаем, как нашей жизнью управляют страсти.
Пока же мы не увидим своих пороков, то не будем знать, в чем же нам каяться и что исправлять. Это самое страшное для души, когда диавол усыпляет нашу совесть, и мы не ощущаем страха, даже небольшого внутреннего дискомфорта от того, что совершаем грехи. Ведь грех — это повреждение души. Представьте, что, если человек получает травму, если чувствует сильную боль и недомогание, он понимает, что его здоровью, а возможно, и жизни угрожает опасность. Он стремится скорее попасть к врачу, чтобы вовремя принять меры. Однако, когда повреждается душа, мы можем этого даже не чувствовать. Чем больше мы совершаем грехов, вольных и невольных, тем более изъязвленной становится душа. И как запущенная болезнь тела может привести к физической смерти, так и грехи увлекают нас к духовной погибели, в то время как мы даже не спешим обратиться к Врачу души и телес наших.
Богослужения Великого поста, особые молитвословия, евангельское чтение призваны помочь нам найти в себе силы и заглянуть в глубины нашего сердца. Слушая покаянные слова великих подвижников Святой Православной Церкви, мы должны проецировать их на себя, тогда нам будет легче понять, что происходит в нашей духовной жизни, и вступить на путь спасения. Вспомним другой пример силы покаяния, на этот раз из Евангелия, — притчу о блудном сыне, которую рассказал Спаситель народу. Юноша, который возгордился и ушел от отца, бездарно расточил свою долю имения и впал в крайнюю нищету, раскаялся и вернулся в родительский дом. Отец радушно принял обратно блудного сына, и он был спасен от голода, лишений и даже смерти. Однако это тоже стало возможным только после осознания, что стремление к свободе оказалось ложным и не принесло юноше ничего, кроме погибели. Как говорит об этом Евангелие, „он пришел в себя“ (Лк. 15, 17).
Словари русского языка толкуют выражение „прийти в себя“ как „очнуться, выйти из полусонного, обморочного или невменяемого состояния. Обрести способность адекватно, здраво воспринимать окружающее“. В Евангелии неслучайно используется такая формулировка, ибо пренебрежение своим внутренним состоянием — это безумие, в то время как забота о душе — вопрос жизни, смерти и бессмертия.
Осознав свою греховность, далее необходимо придерживаться спасительного пути, постоянно оценивая свои поступки через призму Евангелия, принося покаяние на исповеди перед свидетелем — священником, взывая к Богу о прощении грехов, примиряясь с ближними и творя дела милосердия.
Важное значение для следования путем спасения имеет смирение, без которого невозможно дальнейшее восхождение по лествице добродетелей. Лучшие упражнения для стяжания смирения — это доброжелательное общение с ближними и лояльное отношение к критичным замечаниям. Если в нас зарождается возмущение или желание осудить другого, подумайте, как вы поступаете в разных ситуациях. Всегда ли ответственно выполняете свои обязанности по отношению к родным, начальнику и коллегам по работе? Добросовестно ли соблюдаете установления Святой Православной Церкви? О чем думаете во время молитвы: о Боге или о предстоящих на сегодня делах? Как часто испытываете негативные эмоции по отношению к ближним? Искренно ли сопереживаете неприятностям других людей, или воспринимаете их как досадную помеху вашим планам? Если обращаетесь с критикой к детям, супругу, коллеге, подчиненному, что вами руководит: любовь и стремление к добру или раздражение, антипатия, желание избежать неудобств?
Честные ответы на эти и подобные вопросы способствуют нашему движению вперед. Осознание своих недостатков, с одной стороны, помогает нам быть терпимее к ближним и требовательнее к себе. С другой — сталкиваясь с трудностями на пути стяжания духовной нищеты, мы усерднее взываем к Богу о помощи, понимая, что не можем справиться самостоятельно, в одиночку.
В процессе духовного совершенствования также огромное значение имеют дела милосердия. Они помогают не только тем, кто нуждается в поддержке, но еще более тем, кто благотворит. Вникая в злосчастия людей, мы начинаем понимать, что наша жизнь гораздо благополучнее, чем у других. В результате утихает наш ропот, который испытывает практически каждый человек, ибо никто не бывает доволен тем, что имеет. Видя бедственное, порой отчаянное положение, в которое попадают люди, мы испытываем естественное сочувствие. И чем чаще мы его чувствуем, тем прочнее в нашей душе укореняется сострадание к ближним и дальним.
Если мы неуклонно следуем по этому пути, наше сердце открывается навстречу Богу. Возможно, кто-то сейчас возразит, что выполнить все это слишком сложно. Однако вспомним, что преподобная Мария Египетская была обычным человеком, тем не менее она нашла в себе силу воли в корне изменить свою жизнь. Прежде чем стать одной из самых почитаемых праведников Святой Православной Церкви, она проявила решимость, чтобы признать свою греховность и удалиться в пустыню на долгие годы. Ее жизнеописание являет также яркий пример удивительного милосердия Божия, ибо Бог не хочет погибели человека. Как бы глубоко человек ни пал в греховную пучину, Господь всегда примет его покаяние, если оно будет искренним, исходить из глубины сердца и подтверждаться делами. Более того, Отец наш Небесный укрепит духовные и физические силы такого человека, посылая ему благодать Святого Духа, если увидит его неослабевающее стремление исполнить Божественный закон, как это произошло с преподобной Марией Египетской.
Конечно, никто не требует, чтобы все православные христиане удалились в пустыню. Каждый должен добросовестно выполнять свое служение на том месте, куда был призван, и трудиться, чтобы добыть хлеб насущный. Однако важно также обращать свои мысли не только к материальному, но и вспоминать о своей душе, ибо если мы не покаемся на земле, будет поздно что-либо исправлять, когда мы перейдем в мир иной. Мы же склонны фокусироваться на мирских заботах, а как учил Спаситель: „…где сокровище ваше, там будет и сердце ваше“ (Мф. 6, 21).
Даже апостолы, до того как Святой Дух сошел на них в День Святой Пятидесятницы, мыслили земными категориями. Мы слышали сегодня в Евангелии, как Христос сказал ученикам, что подобает Сыну Человеческому быть преданным в руки книжников и фарисеев, претерпеть распятие и смерть, но в третий день Он воскреснет. Однако в то время апостолы многое не понимали и воспринимали откровение Спасителя как мирские люди, подобные нам, поэтому Иоанн и Иаков приступили к Христу и попросили, чтобы Он посадил их по правую и левую руку от Себя, когда воцарится во славе. Иначе говоря, они искали земных благ, когда Сын Божий говорил им о великом духовном подвиге, ради которого Он родился на земле. После Воскресения Христова, а затем Сошествия Святого Духа их духовные очи открылись. Апостолы увидели суть вещей и событий, их значение и взаимосвязь, Промышление Божие о мире и людях и поняли, что истинное богатство и благополучие заключается не в царской короне и порфире, не в земной власти и роскоши, но в Небесной славе. Осознание этого укрепляло их во время испытаний, и даже мученическая смерть не поколебала их решимости. Мы тоже должны просить Господа, чтобы Он даровал нам духовное зрение, и искать прежде всего Царствия Божия, веря, что, по слову Спасителя, остальное, то есть материальное, приложится».
В завершение проповеди Его Высокопреосвященство отметил, что этот день особый для него еще и потому, что ровно 22 года назад в Храме Христа Спасителя была совершена его архиерейская хиротония. С тех пор митрополит Феодосий несет архипастырское служение на Тамбовской земле. Глава Тамбовской митрополии попросил молитв своей паствы, чтобы Господь дал силы еще многие годы трудиться на родной земле и призвал на всех благословение Божие.
По окончании богослужения Его Высокопреосвященство возложил цветы на могилы почивших родителей.