27 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в нижнем храме Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора: протоиерей Борис Жабин, протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Виктор Лисюнин, диакон Константин Полозов и диакон Илия Кокорин.

После сугубой ектении митрополит Феодосий вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сугубая молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

По завершении Божественной литургии было совершено поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.

В завершение богослужения глава митрополии обратился к прихожанам с архипастырским словом.

Его Высокопреосвященство отметил, что на всенощном бдении накануне Недели Крестопоклонной священник выносит крест из алтаря для поклонения верующим. Тем самым Святая Православная Церковь напоминает нам, какой ценой Богом дарована человеку свобода от греха. Цена спасения и блаженной вечной жизни людей – крестная смерть Спасителя.

Церковь призывает нас не только с благоговением взирать на этот символ победы жертвенной любви над злом, но и отвергнуться себя, взять крест своей и следовать за Христом (Мк. 8, 34). Ибо, как говорит Спаситель в Евангелии, «кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего с ангелами святыми» (8, 37).

Над этими словами мы должны постоянно размышлять, ибо в них заключается наша жизнь. Мы же, напротив, часто не способны отказаться от своих пороков и страстей, потому что сроднились с ними. Однако отвергнув крест, мы не только уклоняемся с узкого пути спасения, но и начинаем служить диаволу. Мы идем по широкой дороге погибели с гордо поднятой головой, забывая, что высоко стоит пустой колос, а тот, который наполнен зерном, клонится к земле.

Как же изменить свою жизнь в соответствии с Евангельским законом любви, дарованным нам Спасителем? Чтобы сердцем стяжать добродетели, без которых нельзя попасть в Царствие Небесное, следует признать себя недостойнейшим среди всех людей. Пример тому мы можем видеть в дивном творении преподобного Андрея Критского – великом покаянном каноне, который православные читали за богослужениями на первой седмице Великого поста. Подвижник считал себя самым грешным из людей и слезно молил Господа о прощении.

Смирение – это первая ступень лестницы, по которой происходит наше восхождение к Богу. Не имея смирения, невозможно принять крест, который посылается нам Господом. Нам всегда будет казаться, что мы не заслужили тех испытаний и скорбей, с которыми сталкиваемся, что другим людям живется гораздо легче, чем нам.

Однако в тот момент, когда человек начнет искренно воспринимать невзгоды, которые попускает Господь, происходит его духовное перерождение. Поэтому нам следует благодарить Создателя за все и подражать святому праведному Иову, который говорил: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1, 21).

Своей жизнью мы должны благовествовать о Крестной смерти и Воскресении Христа. К сожалению, порой мы стыдимся своего вероисповедования и, находясь в общественном месте, скрываем, что являемся христианами. Это свидетельствует о том, что вера наша слаба, и мы поддаемся воздействию безбожного мира, где за добродетели выдается бесстыдство, а доброе объявляется злом. Православному христианину следует стыдиться только тогда, когда он совершает грех.

В завершение проповеди архипастырь призвал верующих отринуть греховные заблуждения и безропотно нести свой крест, чтобы наследовать Царствие Небесное.

Это интересно