24 декабря, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Успенском храме села Тулиновка Тамбовского района.

Его Высокопреосвященству сослужили  настоятель Трегуляевского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря пос. Тригуляй игумен Пимен (Семилетов), клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова протоиерей Андрей Махоренко, диакон Константин Полозов и насельник Казанского мужского монастыря города Тамбова иеродиакон Зосима (Клинков).

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора под управлением регента Н.А. Любимской.

За богослужением молились студенты отделения православной педагогики им. преподобного Сергия Радонежского Педагогического колледжа города Тамбова, воскресная школа, действующая при храме и жители села.

В завершение Литургии глава митрополии обратился к прихожанам с проповедью:

«Сегодня мы молились Господу в храме, который, по милости Божией, был восстановлен 15 лет назад. В годы лихолетья он пережил поругание, и в нем устроили клуб. Однако здание уцелело до наших дней, и храм обрел практически такой же вид, который имел до 1917 года. Царица Небесная сохранила этот дом молитвы, в котором теперь жители селения могут укреплять свои духовные и телесные силы.

Храм — место, где православный христианин не чувствует своего одиночества, ибо здесь пребывают Господь, Матерь Божия и Небесные Силы бесплотные. Очень важно чаще прибегать к этому неистощимому источнику, из которого мы можем черпать духовные сокровища и в котором мы можем приносить духовные плоды.

С одной стороны, соборная молитва, таинства Покаяния и Евхаристии поддерживают нас в пучине жизненных обстояний. Обращаясь Богу во время богослужения, мы изливаем перед Ним свои тревоги. Исповедуясь священнику, мы избавляемся от переживаний за проступки, обличаемые нашей совестью. Приобщаясь Святых Тела и Крови Христовых, мы получаем особую Божественную благодать.

С другой стороны, выполняя эти установления Святой Православной Церкви, мы проявляем свое искреннее стремление следовать узким путем спасения. Сугубая молитва, очищение души от грехов, осмысление и исправление жизни, соединение с Господом в таинстве Евхаристии происходит по нашей доброй воле; мы прилагаем усилия, чтобы идти навстречу Богу. В будущем мы принесем эти духовные плоды на суд Божий, когда будет решаться наша участь в вечной жизни. Невозможно наследовать Царствие Божие без труда, без напряжения душевных и телесных сил. И наоборот, чем больше небесных сокровищ мы соберем, тем сильнее надежда, что Господь удостоит нас райских обителей.

Сегодня мы слышали евангельское чтение, как некий господин решил устроить праздничную трапезу. Он послал слуг, чтобы они пригласили гостей на приготовленный пир. Когда служители обратились к одному человеку, он отказался, потому что купил земельный участок и хотел его осмотреть. Возможно, ему нужно было оценить, для чего он пригоден, и решить, как его использовать, поэтому он посчитал, что это гораздо важнее, чем идти на праздничную трапезу. Посланники обратились к другому человеку, но тот приобрел пятерых волов и хотел их испытать. Насколько хорошо они пашут? Оправдывают ли затраченные средства? Не слишком ли дорого он заплатил за них? Сможет ли он получить прибыль, обрабатывая землю с их помощью? Не мог присутствовать на пиру и третий приглашенный, который намеревался жениться. Возможно, его мысли были заняты не только подготовкой к свадьбе, но и размышлениями о судьбоносном выборе, который он совершил.

Другими словами, удерживаемые многочисленными житейскими делами, приглашенные отказались прийти к Господу, Который позвал их. Вроде бы каждый имел достаточно уважительную причину, но в результате он лишил себя Божественной трапезы, утратил возможность общения с Господом. Именно этому научает нас притча, рассказаная Спасителем Своим ученикам и не потерявшая актуальности до сих пор, ибо Слово Божие действенно во все времена и будет живо до скончания века. Как сказал Сын Божий, „небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут“ (Мк. 13, 31), поэтому мы должны со вниманием усвоить этот духовный урок.

Поставив себя на место людей из евангельского повествования, мы убедимся, что часто поступаем аналогичным образом. Например, сегодня за богослужением мы совершили Евхаристию, куда Бог приглашает всех верующих. Это Божественная трапеза, на которой Господь „приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый“, как мы читаем в молитве. Священник и диакон — посредники, в то время как таинство совершает Господь, что отражено в литургических текстах. Перед началом богослужения диакон, обращаясь к священнику, говорит: «Время сотворите Господеви, Владыко, благослови», что значит: «наступило время действовать Богу».

В свою очередь, если мы не приходим в храм и не участвуем в церковной жизни, то отказываемся от Божественного приглашения. У нас может быть множество уважительных причин, которые в конечном итоге затягивают нас в мирскую суету и лишают Богообщения. Вся наша жизнь проходит в постоянных хлопотах о землях и палатах, благосостоянии и престиже, кажущиеся нам очень важными, но в очах Божиих это прах. Рассказав притчу, Господь призывает нас осознать, какую роковую ошибку мы делаем, когда увлекаемся заботами о материальном, и вспомнить об истинном смысле христианской жизни, состоявшем в стяжании Духа Святаго.

Будем же упражняться в сердечной молитве, посещать храм, удерживаться от гнева и раздражения, совершать добрые дела. Будем помогать ближним, проявлять по отношению к ним терпение и милосердие. Будем стремиться к постоянному общению с Источником жизни, отлагая житейское попечение, чтобы не стать духовно мертвыми. Подумайте, как страшно услышать Божественный приговор: „Предоставь мертвым погребать своих мертвецов“ (Мф. 8, 22). Только „Святым Духом всяка душа живится“. Без Божественной благодати мы можем быть и при жизни мертвы, и, наоборот, по слову Спасителя, „верующий в Меня, если и умрет, оживет“ (Ин. 11, 25)».

В завершение архипастырь пожелал верующим, чтобы Господь послал силы следовать за Ним и творить добрые дела во все дни жизни.