13 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, в день отдания праздника Рождества Христова, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в соборном храме Вознесенского женского монастыря города Тамбова.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики монастыря: протоиерей Михаил Ильинский, протоиерей Александр Сарычев, протоиерей Иоанн Каширский, священник Михаил Замкивский, диакон Александр Митянин, а также клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова протоиерей Андрей Махоренко и диакон Константин Полозов.
За богослужением молились настоятельница Вознесенского женского монастыря игумения Тавифа (Ковылова) с сестрами, прихожане храма.
По окончании славления празднику Рождества Христова митрополит Феодосий обратился к верующим с архипастырским словом.
В эти дни православные христиане прославляют в храмах Христа, родившегося на земле в смиренном образе Младенца, чтобы совершить наше спасение. Вечный, Бесконечный Бог пришел в этот мир ради любви к Своему созданию, чтобы основать Церковь, которую врата ада не одолеют, и принести человеку особые благодатные Дары Святого Духа, приступая к которым мы укрепляем свои духовные и телесные силы.
Воплотившийся Господь дал также нам высокий нравственный закон, который есть указание для нас пути в Царство Небесное: исполняющий его достигает райских обителей, а отвергающий — сам себе уготовляет вечные мучения. Эти основы духовной жизни человека с Богом или, как сказал апостол Петр, «глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68) заключены в Святом Евангелии.
Уже самими обстоятельствами Своего рождения Господь показывает нам путь смирения и самопожертвования. Созерцая икону праздника, на которой изображен Богомладенец, возлежащий в яслях, мы видим картину самоуничижения. Создатель мира, Господь Вседержитель укрыт в убогой пещере, куда пастухи загоняли скот на ночь или во время непогоды, и никого нет рядом с Ним, кроме Девы Марии, Иосифа и животных.
Однако на этом не закончились суровые испытания для Богомладенца и Его Пречистой Матери. В евангельском чтении дня повествовалось о том, как царь Ирод задумал погубить Христа — «родившегося Царя Иудейского», сильно испугавшись за свою власть и будущее своих наследников. Он послал отряд воинов в Вифлеем и его окрестности, чтобы убить всех младенцев «от двух лет и ниже» (Мф. 2, 16), так как не знал, кто из них окажется Мессией. Страшно себе представить, что творилось в маленьком иудейском городке, как рыдали матери о своих погубленных чадах. Это трагическое событие, которое было предсказано в Ветхом Завете, ярко и с чувством живописал пророк Иеремия за несколько сотен лет: «…глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2, 18).
Однако Бог Отец спас Своего Сына, поскольку не пришло еще Его время, от гнева царя Ирода: Он послал на землю Ангела, который открыл Иосифу, чтобы тот взял Младенца и Деву Марию и бежал с ними в Египет. По смерти же Ирода Святое семейство возвратилось в Святую Землю и поселилось в Назарете, как это было предсказано пророками. Вот почему Иисуса Христа часто в Евангелии называют назореем.
Примечательно, что, повествуя нам об обстоятельствах Рождества Богомладенца, евангелисты постоянно подчеркивают, что все эти события были предсказаны в Ветхом Завете, и свидетельствуют о том, что многие пророчества наконец исполнились с рождением Христа, потому что Он является Мессией и Сыном Божим. И сегодня мы так же, как пастухи и волхвы более двух тысяч лет назад, становимся свидетелями этой непостижимой тайны Боговоплощения. И по примеру Господа, который с самого Своего Рождества претерпевал лишения и гонения от людей, восставших на правду и служивших лжи и дьяволу, мы должны терпеливо и жертвенно переносить все, что посылает нам Бог для нашего назидания и духовного роста.
Мы можем молиться Богу, чтобы Он избавил нас от напастей и бед, но если они постигают нас, то мы должны понимать, что такова воля Божия. Ведь трудности, которые мы претерпеваем на нашем жизненном пути, помогают нам смирять нашу гордыню, которой мы часто руководствуемся в своих поступках, несмотря на то, что она разрушает нашу душу и ведет к погибели. И только путь смирения, самоукорения, прощения, милосердия и любви может привести нас к Богу и к спасению, к осознанию того, что нам нечем гордиться и нечем хвалиться, кроме, по слову апостола Павла, наших немощей: «… собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор. 12, 5).
В завершение Его Высокопреосвященство еще раз поздравил всех присутствующих с этим радостным событием, или, по слову апостола Павла, «великой благочестия тайной» (1 Тим. 3, 16), и пожелал верующим многая и благая лета.