28 января 2024 года, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий и епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий совершили Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.

Архипастырям сослужили протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Игорь Груданов, протоиерей Виктор Лисюнин, священник Андрей Васякин, диакон Константин Полозов, диакон Даниил Лопухов и иеродиакон Зосима (Клинков).

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

В завершение богослужения митрополит Феодосий обратился к верующим с архипастырским словом:

«Один человек обратился к Спасителю с вопросом, как ему спастись. Он вел благочестивую жизнь, соблюдая Божественные заповеди и предписания иудейского закона, но совесть его была неспокойна. Христос ответил ему: „Иди, продай твое имение и раздай нищим“. Всеведущий Господь видел, что сердце этого человека прикипело к земному богатству и поглощено хлопотами о материальном достатке. Эта привязанность воздвигала труднопреодолимую преграду между Творцом и творением.

Значит ли это, что спастись можно, если только жить в нищете? Нет, пользоваться материальными благами не грех, но нельзя позволять сребролюбию заполнять сердце. Эта страсть подобно тернию, о котором Спаситель говорит в притче о сеятеле: „Вот, вышел сеятель сеять… Иное [зерно] упало в терние, и выросло терние и заглушило его“ (Мф. 13; 3, 7). Когда апостолы спросили Божественного Учителя, что это значит, Он разъяснил им: „ …посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно“ (Мф. 13, 22). Очень важно, чтобы в человеческом сердце преобладало, прежде всего, забота о стяжании сокровищ на небе, „где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут“ (Мф. 6, 20).

Однако, испытав свою совесть, мы должны честно признаться, что с головой погружены в мирскую суету. Целыми днями мы проводим на работе, вечером занимаемся домашними хлопотами, на выходных трудимся на даче, решаем другие дела или предаемся удовольствиям: расслабленному отдыху, посещению развлекательных мероприятий, многочасовому просмотру телевидения и Интернета. Мирская жизнь перетягивает все внимание на себя, поглощает наши духовные и физические силы, разъедает душу. Лишь немногие чувствуют потребность или хотя бы находят возможность прийти в храм Божий, поблагодарить Создателя за ниспосланные милости, помолиться о себе и близких, попросить прощение грехов.

Об этой смертельной опасности Спаситель предупреждает всех нас. Евангелист сообщает, что человек, который непосредственно обратился к Сыну Божию, не смог оставить богатство и последовать за Христом. Однако в Евангелии мы находим и другие, противоположные примеры. Апостолы, не задумываясь, бросали свое достояние и шли за Спасителем, понимая, что они обретают нечто большее, чем то, что они имели.

Мы обладаем свободной волей, дарованной нам Создателем, поэтому выбор остается за нами, чьему примеру следовать. Конечно, пройти до конца узким путем спасения одних человеческих сил не хватит, ибо это великий подвиг. Однако важно проявить осознанное стремление к этому, ибо того, кто принял твердое решение жить по Божественному закону, Господь не оставит без помощи и утешения. По слову Спасителя, „человекам это невозможно, Богу же всё возможно“ (Мф. 19, 26). Вспомним святых мучеников, которые, укрепляемые Господом духовно и физически, претерпевали нечеловеческие истязания, славя Бога и обращая в христианство язычников. Вспомним преподобных, которые в глухих безлюдных местах, будь то знойная пустыня или бескрайние северные леса, выдерживали беспощадные битвы со стихиями и одновременно с духами злобы поднебесными. Благодаря помощи Божией, они выходили победителями из этого противостояния и получали величайшую награду — небесные венцы.

Мы тоже должны непоколебимо верить в Божественный Промысл и посвятить свою жизнь служению Богу и ближним. Главное, сделать первый шаг — покориться воле Божией, и тогда мы обретем благоволение в очах Божиих. Спаситель говорит в Нагорной проповеди: „Блажени нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное“, где нищета духовная есть смирение, без которого нельзя стяжать другие добродетели. Однако даже этот шаг бывает очень трудно сделать. Враг рода человеческого постоянно искушает человека, „как рыкающий лев, ища, кого поглотить“ (1 Пет. 5, 8). И тем не менее, не поднявшись на первую ступень лествицы добродетелей, невозможно достичь ее верха».

Его Высокопреосвященство пожелал верующим благословения Божия на труды, а также сердечно приветствовал епископа Арсеньевского и Дальнегорского Гурия и других гостей из Приморского края. Большая делегация с Дальнего Востока, возглавляемая архипастырем, после Международных Рождественских чтений в Москве направилась в епархии Центральной России, чтобы здесь ознакомиться с опытом реализации образовательной, миссионерской и просветительской деятельности. В Тамбовской епархии паломники посетили местные храмы и монастыри, поклонились святыням. Митрополит Феодосий также сообщил, что гости осмотрят Тамбовскую духовную семинарию, Питиримовскую православную гимназию и другие достопримечательности.

В завершение глава Тамбовской митрополии преподнес епископу Гурию панагию на память о визите на Тамбовскую землю.

Это интересно