17 декабря, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице и день памяти великомученицы Варвары, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в храме в честь преподобного Амвросия Оптинского города Тамбова.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма митрофорный протоиерей Владимир Кленин, а также клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова протоиерей Андрей Махоренко, диакон Константин Полозов и насельник Казанского мужского монастыря города Тамбова иеродиакон Зосима (Клинков).
На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.
По окончании Божественной литургии было совершено славление великомученице Варваре.
В завершение богослужения глава Тамбовской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом:
«Сегодня мы слышали евангельское чтение, как Господь исцелил десять прокаженных. Спаситель проходил через некую весь, когда на некотором расстоянии от нее увидел людей, пораженных страшным недугом. Согласно иудейским законам, заболевшие проказой не имели права заходить в поселения, чтобы не подвергать опасности заражения других людей, поэтому они удалялись в безлюдную местность.
Не решаясь приблизиться к Спасителю, они издалека просили Сына Божия о помощи. Сердцеведец Господь увидел, насколько глубоко страдали эти люди от ужасной болезни и своей обособленности от общества. Христос сжалился над их терзаниями и велел им показаться священнику. Прокаженные послушались Спасителя и направились в город, хотя по иудейскому закону так следовало поступать только тогда, когда заболевшие выздоравливали. Пока прокаженные шли, Господь совершил чудо, и они исцелились.
Это евангельское повествование показывает нам пример беспредельного милосердия Божия и крепкой веры человека. Окрыленные известиями о дивных чудесах, которые Христос совершал по всей Иудее, прокаженные взывали к Спасителю, не сомневаясь, что Он может им помочь. Исцеление всех десяти человек свидетельствует, что ни один из них не проявил колебания.
В свою очередь Господь всегда отзывается на искренние, слезные мольбы своего творения, поэтому Святая Православная Церковь учит нас никогда не отчаиваться. Какой бы тяжелой ни была ситуации, следует твердо верить, что Отец наш небесный все устроит исключительно для нашей духовной пользы, и, если для этого понадобится чудо, Владыка неба и земли с легкостью его сотворит.
Тем временем, обнаружив, что они исцелились, девять человек продолжили свой путь, и только один вернулся, чтобы поблагодарить Сына Божия. Когда он припал к ногам Спасителя, Господь вопросил его: „А где же остальные девять?“ Вопрос риторический, но он направляет наше внимание таким образом, чтобы мы могли извлечь еще один духовный урок из этой истории. Чему же он учит нас? Оказавшись в страшной беде, люди попросили Господа о помощи, и Он откликнулся на их молитвы. Однако вместо благодарности они забыли о Том, Кто подал им исцеления, хотя считали себя принадлежащими к богоизбранному иудейскому народу, который в те времена обладал истинным знанием о Боге. Евангелист подчеркивает, что единственный исцеленный, который поспешил возблагодарить Христа, был самарянином.
Иудеи презирали самарян, ибо считали их отступниками от закона Божия. Однако мы видим, что, с одной стороны, исцелив десять прокаженных, Спаситель проявил любовь одинаково ко всем, потому что Создатель печется о каждом своем создании. С другой — сердце самарянина исполнилось благодарностью, в отличие от его товарищей по несчастью, а Божественное милосердие избавило от страха, что Христос его отвергнет. Его упование было вознаграждено, поскольку Господь благословил его, сказав: „Иди, вера Твоя спасла тебя“.
Это убедительный пример соработничества Творца и его творения, которое святые отцы называют синергией. Человек уповает на Господа, обращаясь к Нему в обстоянии с искренней молитвой, и благодарит Его за ниспосланные милости, а Всемогущий Бог постоянно промышляет о человеке, являя ему Свою любовь и всепрощение.
Подобные ситуации нередко возникают и в нашей жизни. Мы сталкиваемся с тяжелой болезнью, с испытаниями и несчастьем, переживаем за своих детей и родителей и начинаем взывать к Богу о помощи. Обуреваемые тоской или страхом, мы идем в храм, обращаемся к священнику за молитвой и советом. Однако, получив просимое и ощутив присутствие Божественной благодати, часто забываем поблагодарить Спасителя за явленную милость. Нашей благодарности еще хватает на земных врачей, лечивших нас, или людей, способствовавших нам в решении каких-то проблем, но мы не думаем, что это Господь помогает нам через них. Сколько существует примеров, когда тяжелобольной чудесным образом исцелялся, и врачи не могли объяснить, как это произошло. Такие случаи — явные свидетельства вмешательства Божия, ибо Господь устраивает все по Своему Промыслу, даже вопреки физическим законам. Мы же воспринимаем это как должное и снова погружаемся в мирскую суету, забывая о Боге и продолжая жить так, будто мы будем вечно пребывать на земле.
Очень важно, пережив сложную ситуацию, постоянно помнить, что Господь присутствует в нашей жизни и готов помочь. Следует молиться Богу не только в горе, но и в радости, не только просить Его, но и прославлять. Наша молитва должна исходить из самого сердца.
Конечно, важно благодарить людей, которые оказались рядом, когда нам было тяжело, которые помогли и поддержали нас. Только бессердечный эгоист, игнорирующий Божественный закон, не чувствует отклика в сердце своем и принимает как должное, что люди затрачивают силы и ресурсы для помощи ему. Человек же, который почитает две главные заповеди — о любви к Богу и ближним, имеет благодарное сердце. В ответ на помощь и заботу о нем он испытывает глубокую признательность к благотворящему, а еще больше благодарности и любви он чувствует к Подателю благ.
Итак, вопросите свою совесть, как часто вы благодарите Бога и людей, помогающих вам. К сожалению, чаще всего даже для этого нам требуются усилия, усердная работа над собой, как и во всем, что касается нашего духовного состояния, нашей борьбы с ветхим человеком в себе. Мы хорошо помним обиды, но быстро забываем сотворенное нам добро. Мы настойчиво требуем внимания и заботы от других, но при этом не можем найти сил и времени, чтобы помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации.
Будем же извлекать полезные уроки из каждого евангельского чтения и устраивать свою духовную жизнь в соответствии с Божественным законом, как это делали святые угодники Божии. Ярким примером тому служит подвиг святой великомученицы Варвары, чью жизнь и страдания мы сегодня вспоминаем. Мы знаем, как твердо она исповедовала веру во Христа и отвергла поклонение бездушным идолам, несмотря на великие мучения, которые претерпела от отца. Будучи слабой женщиной, она не убоялась смерти, ибо родитель, не сумев принудить ее отречься от Спасителя, отсек ей голову. Страшно представить убийство дочери, но житие святой Варвары сохранило для нас это вопиющее злодейство, ибо оно еще больше подчеркивает высоту деяния святой Варвары.
Другой пример всемогущества Божия и стойкой верности Богу мы видим в житии преподобного Иоанна Дамаскина, чью память также сегодня отмечаем. Он был несправедливо обвинен в предательстве, и за это ему отсекли руку. Однако Господь исцелил его, ибо отрубленная рука приросла обратно. Он ушел из Дамаска в Палестину, где поселился в монастыре преподобного Саввы Освященного, расположенном в 25 км от Иерусалима. Окружающая местность представляет собой безжизненную пустыню, и там он ревностно подвизался, создавая боговдохновенные церковные гимны. Эти песнопения осмогласия мы поем за богослужениями в течение всего года. В обители преподобного Саввы Освященного подвижник, укрепляемый Господом в своем крестоношении, прожил до конца жизни, выполняя свою высокую миссию. Его кончина приходится на конец VIII века.
Очень важно иметь постоянно перед глазами примеры святых подвижников. Они помогают нам лучше понять, как воплотить евангельский закон в жизни, как преодолеть характерные человеческие слабости и неуклонно следовать путем спасения».
В завершение архипастырь пожелал своей пастве, чтобы Господь всегда помогал и укреплял ее на узком пути спасения.