3 декабря, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице и предпразднство Введения во Храм Пресвятой Богородицы, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в нижнем храме Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора: митрофорный протоиерей Борис Жабин, протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко,  протоиерей Виктор Лисюнин, диакон Константин Полозов, диакон Даниил Лопухов и насельник Казанского мужского монастыря города Тамбова иеродиакон Зосима (Клинков).

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н. А. Любимской.

В завершение богослужения глава Тамбовской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом:

Сегодня мы собрались в храме и просили Воскресшего Спасителя даровать нам силы, чтобы всегда пребывать в духовном бодрствовании. Согласно учению Святой Православной Церкви, православные христиане должны посвящать Богу каждый седьмой день недели. Конечно, молиться Господу, творить дела милосердия и каяться в грехах необходимо в любое время. Однако посещение храма оберегает нас от полного погружения в мирскую суету, а участие в богослужении помогает осознать, что нашей жизнью управляет Божественный Промысл.

Важно помнить, что внешние обстоятельства мало от нас зависят, их определяет Господь, Который хочет нашего спасения. Он посылает нам радости, чтобы мы не унывали, и попускает скорби, чтобы закалить наш дух. Претерпевая очередное испытание, мы должны задуматься для своей духовной пользы, почему с нами это произошло, что мы сделали не так или чему нам следует научиться. Без этого бывает очень трудно посмотреть на себя со стороны и увидеть собственные недостатки. Оказавшись же в неприятной ситуации, мы можем лучше прочувствовать, как наши отрицательные качества характера и поступки действуют на людей. Например, столкнувшись с чьими-то грубостью или равнодушием, мы должны вспомнить случаи, когда проявили раздражительность или безразличие по отношению к другим, и искренно раскаяться, что стали причиной их переживаний и скорбей.

Испытывая так свою совесть и исправляя мысли, чувства, поведение, мы исполним призыв Спасителя: «Богатейте в Бога!», который слышали сегодня в Евангелии. Ведь истинное богатство — благодать Божия, и чтобы умножать это небесное сокровище, необходимо чаще возносится умом к Создателю.

Конечно, нам необходимо заботиться о хлебе насущном, о благополучии наших близких. Однако часто мы нарушаем хрупкое равновесие, стремясь только к материальному достатку и забывая о духовной стороне жизни. Тем не менее, переселяясь в мир иной, человек ничего не может забрать из того, что нажил на земле. На правый суд Божий он принесет только духовные плоды, которые будут положены на чашу весов, прежде чем Господь определит его участь.

Об этом нам снова напоминает сегодня Святое Евангелие. Оно повествует об одном богатом человеке, собравшем такой обильный урожай, что он не знал, как его сохранить. Все его житницы были переполнены, поэтому он решил их разломать, а на их месте воздвигнуть новые, большие строения, чтобы собрать туда плоды трудов. Однако вместо благодарности Богу он испытывал самодовольство при мысли о своем богатстве и о тех наслаждениях, которые оно ему сулило. Он сказал себе: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 19). Он не думал ни о том, что, если бы Господь, Который повелевает стихиями, не посылал бы вовремя дожди и умеренное солнце, урожай мог бы погибнуть, ни о том, что «в сию ночь душу его возьмут у него; кому же достанется то, что он заготовил?» (Лк. 12, 20).

Как часто и мы поступаем подобно этому богачу! Если чего-то достигаем, то самонадеянно приписываем это себе — своим силам, знаниям и опыту, не думая, что от благословения Божия зависит гораздо больше. Если строим планы, то рассчитываем на долгие годы, не зная, как и когда закончится наша жизнь. Возможно, она прекратится уже на следующий день, в силу естественных причин или в результате катастрофы, и тогда человеку уже ничего не будет нужно из нажитого: ни хоромы, ни машины, ни банковские счета, ни престижная работа, ни иные земные блага.

Кроме того, мы нередко можем наблюдать, как часто оставшееся материальное достояние провоцирует раздоры между наследниками, становясь для многих соблазном и нанося духовный вред. Занимаясь его дележом, люди не думают о своем духовном состоянии, теряют душевный покой, осуждают или обманывают своих оппонентов, проявляют другие низменные чувства.

Это не значит, что богатство само по себе губит человека, а бедность спасает. Можно иметь большой достаток и жить по совести: очищать свою душу покаянием, проявлять милосердие к окружающим, заниматься благотворительностью, строя храмы и помогая нуждающимся. Одновременно с этим бедный человек может предаваться порокам, относиться с жестокостью к своим близким и роптать на Бога. Бедность только в том случае становится добродетелью и подвигом, если, несмотря на нее, человек благодарит Господа за милости, которые Он благоизволил ему послать: таланты, знания, силы, здоровье, саму жизнь наконец.

Таким образом, во многом вечное спасение зависит от нашего отношения к жизни и веры в Бога. Если мы сознаем, что Господу лучше ведомо, что нам нужно, если будем стремиться выполнять Божественные заповеди, то все это будет служить к нашей духовной пользе, как бы ни складывались наши внешние обстоятельства.

В завершение Его Высокопреосвященство пожелал верующим, чтобы благословение Божие сопутствовало им в течение всей жизни.

Это интересно