10 марта, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили митрофорный протоиерей Борис Жабин, протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Виктор Лисюнин, диакон Константин Полозов и диакон Даниил Лопухов.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

В завершение богослужения митрополит Феодосий обратился к верующим с архипастырским словом:

Неделя о Страшном Суде установлена Святой Православной Церковью, чтобы еще раз в преддверии Великого поста призвать верующих вести христианский образ жизни, всегда поступая согласно заповедям Евангелия. Главная из них — о любви к Богу и ближним, ибо она объединяет все остальные заповеди. Предлагая сегодняшнее евангельское чтение, Церковь побуждает нас задуматься над смыслом бытия, оценить свои поступки через призму Священного Писания. Это очень важно, потому что если мы живем не по совести и нарушаем заповеди, то Божественный Суд действительно станет для нас Страшным. За каждый поступок, совершенный вопреки воле Божией, за каждую мысль, противную Евангелию, мы дадим ответ перед Престолом Божиим.

 

Духовные законы регулируют нашу духовную жизнь так же, как гражданские законы устанавливают меру гражданской ответственности. Тот, кто нарушает закон, становится преступником и нередко пытается скрыться от правосудия из-за страха перед наказанием. Однако Божественного суд невозможно избежать. Христос придет во славе, соберет людей, когда-то живших и еще живущих, со всех концов земли и будет судить народы. И если человеческий суд определяет наказание в пределах нашей кратковременной земной жизни, то Божественный Суд укажет каждому его вечную участь.

 

Священное Писание говорит, что тех, кто жил праведно, Господь поставит по правую сторону, а тех, кто оказался нераскаянным грешником, — по левую. Так пастырь, по слову евангелиста, разделяет овец и козлов.

 

Праведники наследуют Царство Небесное, уготованное им от сложения мира, потому что их наполняла горячая вера в Бога и милосердие к людям. Они кормили голодных, поили жаждущих, принимали странников, посещали страждущих в больницах и темницах. Их сердца всегда были открыты тем людям, которые в этом нуждались, они не проходили равнодушно мимо чужого горя или беды, ведь помогать другим можно самыми разными способами. Кто располагает достатком, может накормить и одеть неимущих, обеспечить их всем необходимым. У кого нет таких возможностей, может помочь своим трудом или даже добрым словом, ибо некоторые страждущие очень в этом нуждаются.

 

Согласно Евангелию, Господь расценивает дела милосердия, сотворенные по отношению к другим людям, как если бы они были совершены по отношению к Нему. Спаситель говорит: „… алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне“ (Мф. 25, 35–36, 40).

 

Те же, кто оказался по левую сторону, — это эгоисты, которые равнодушно не замечали чужой боли и думали только о себе. Они игнорировали злоключения больных, сирых, голодных и были озабочены только тем, чтобы обеспечить собственный комфорт. Если возникала необходимость ради их интересов переступить через других людей, они без колебаний делали это. И теперь для них пришло время расплатиться за свое жестокосердие.

 

Слушая Евангелие, каждый из нас, наверно, задумался о том, по какую сторону от Престола Божия окажется — справа или слева. Для этого необходимо глубоко испытать свое сердце и, насколько это возможно, оценить внутреннее духовное состояние. Вероятнее всего, каждый из нас найдет, что ему улучшить или исправить в себе, и захочет стать добрее и сострадательнее к другим. Следует постоянно помнить, что любовь — это богоподобное качество, высшая добродетель, на которой должна зиждиться христианская жизнь. Истинная любовь не может разделять, ибо обращена на всех людей, невзирая на их физическое состояние, общественное положение, цвет кожи и религиозные убеждения. Вспомним милосердного самарянина, который помог пострадавшему от нападения разбойников, не спрашивая, кто он, какую веру исповедует, к какому народу принадлежит. Мы также не должны судить людей, разделяя их на хороших и плохих. Тогда и Господь не осудит нас, ибо, как сказано в Евангелии, „каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить“. (Мф. 7, 2).

В завершение Его Высокопреосвященство выразил уверенность, что каждому верующему хочется услышать слова, адресованные ему: „Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира“ (Мф. 25, 34). Архипастырь также пожелал присутствующим, чтобы Господь укрепил их в служении Богу и ближним.