В ночь с 6 на 7 января, в праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий в сослужении клириков совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.
За богослужением молились заместитель главы администрации Тамбовской области Н.Г. Астафьева, глава города Тамбова С.А. Чеботарев, председатель Тамбовской городской Думы В.В. Путинцев, начальник Управления образования и науки по Тамбовской области Т.П. Котельникова и другие официальные лица.
За Литургией Его Высокопреосвященство вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине.
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.
По запричастном стихе клирик Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей Виктор Лисюнин огласил Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
По окончании богослужения глава Тамбовской митрополии сердечно приветствовал представителей власти области и города, духовенство и верующих с великим и спасительным праздником Рождества Христова, когда мы едиными устами и единым сердцем прославили пришедшего в мир Спасителя. Люди разных профессий и возрастов, взрослые и дети собрались на соборную молитву, движимые объединяющей нас радостью, особым чувством, ибо с нами Бог.
В рождественскую ночь сбылись древние пророчества о пришествии на землю Мессии, и мы возносим благодарение Господу за то, что Он не оставляет заблудшее человечество, порабощенное грехом. Мы знаем, что, несмотря на проповедь пророков, призванных подготовить мир к принятию Христа, даже в богоизбранном народе ожидание Духовного Владыки постепенно трансформировалось в ожидание земного царя, который будет способен освободить их от римского владычества. Но Господь приходит на землю не в блеске славы, а в образе беспомощного младенца, Он проявляет покорность Своему Небесному Отцу, «смирив Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2, 8). И это «божественное истощание» Спасителя, как говорят святые отцы, начинается в Рождественскую ночь.
Для нас образ смирения, явленный Иисусом Христом, служит высочайшим примером для подражания. Только через смирение мы можем обрести в сердце Бога, поскольку «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Господь принес на землю закон любви, как говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7-8). Поэтому заповедь о любви к Богу и ближним есть главная заповедь, в которой заключены весь закон и пророки, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Господь пришел на землю, когда язычество распространилось повсеместно, и даже среди богоизбранного народа далеко не все сохраняли веру в истинного Бога. Но удивительная любовь Божия простирается на всех людей, и Христос призывает не праведных, а грешных к покаянию, Он спешит навстречу каждому человеку. Однако и каждый из нас должен пройти свой отрезок пути навстречу Господу, только в этом случае мы можем надеяться на спасение и жизнь вечную в Царствии Небесном. Бог сошел на землю, чтобы мы взошли на небо, и мы знаем, что святые люди достигали праведности и богоподобия еще в земной жизни. А это значит, что и мы способны преодолеть все искушения диавола силой крестной, которую мы обретаем на пути следования за Христом. Если Бог с нами, то кто против нас?
В завершение проповеди митрополит Феодосий призвал верующих с духовным ликованием встретить радостный и светлый праздник Рождества Христова и пожелал, чтобы Вифлеемская звезда указывала всем путь к спасению, как когда-то она указала путь к Богу восточным мудрецам.