17 марта, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили митрофорный протоиерей Борис Жабин, протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Виктор Лисюнин, диакон Константин Полозов и диакон Даниил Лопухов.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

В завершение богослужения митрополит Феодосий обратился к верующим с архипастырским словом:

«На Прощеное воскресенье мы вспоминаем событие изгнания Адама из рая. Этот день Святая Православная Церковь установила накануне Святой Четыредесятницы, чтобы мы вступили в нее, примирившись со своей совестью, с Богом, с близкими и дальними. Гнев, ненависть, обида, раздражение, самолюбие — такие состояния души мешают человеку проходить поприще Великого поста и готовиться к светлому Христову Воскресению.

 

Церковь всегда побуждает нас к тому, чтобы мы каялись в своих грехах и исправляли их, ибо грех удаляет нас от Бога. Первый человек потерял райские обители из-за непослушания, своеволия и гордыни. Адам попал в диавольские сети, потому что ослушался Создателя и вознамерился уподобиться Ему. Пообещав, что он станет как Бог, отец лжи склонил его съесть плоды древа, которые было запрещено вкушать. Гордыня стала причиной падения и самого диавола, который был низвергнут с неба Архангелом Михаилом, чье имя означает «Никто, как Бог».

 

Конечно, человек слаб, и у него множество грехов: „нет человека, иже поживет и не согрешит“. Однако Господь даровал нам возможность убелить одежды нашей души, установив таинство Покаяния. Мы должны как можно чаще прибегать к нему, молить Бога оставить нам согрешения и просить прощения у ближних, ибо это снимает слои окалины греховной с нашей души. Глубокое искреннее покаяние способно вернуть то состояние чистоты, которое получает каждый человек после того, как примет Крещение.

 

Отношение к окружающим — это индикатор нашего духовного состояния. Если мы требовательны к другим людям, если с раздражением воспринимаем любое несогласие с нами, если не можем сопереживать чужой боли и прощать недостатки других, это несомненные признаки серьезных проблем в нашей духовной жизни. Господь призывает нас любить и прощать даже наших врагов, не говоря уже о том, что мы должны быть терпимее и добрее к людям, которые постоянно живут рядом с нами: родителям и детям, родным и близким, друзьям и знакомым, соседям и коллегам. Мы сможем победить свой эгоизм, тщеславие и гордыню, если в конфликтной ситуации найдем в себе силы сказать: „Может, это я виноват, что на меня кто-то обижен, а не потому что тот человек плохой“. Мы должны видеть в каждом человеке образ Божий и считать, что другие люди лучше нас. Именно так делали святые люди. Достигнув высокой степени святости, они уничижали себя, проявляя глубочайшее смирение, духовную нищету.

 

О том, что примирение с Богом и ближними — главное условие нашего возвращения в рай, показывает сегодняшнее евангельское повествование: „Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших“ (Мф. 6, 14–15). Спаситель подчеркивает, что между тем, как мы относимся к ближним и как Бог относится к нам, существует прямая взаимосвязь. Если мы хотим получить прощение от Господа, значит и мы должны прощать других людей. Если же мы не готовы к этому, то не стоит ожидать прощения от Отца нашего Небесного.

 

Эти слова также свидетельствуют, что спасение души во многом зависит от самого человека. Святые отцы говорят, что Бог спасает человека, но спасение также невозможно без свободного волеизъявления самого человека: „Бог нас без нас не спасает“. Важно задуматься над этими словами. Человеку, который пребывает в грехе и не прилагает усилий, чтобы выбраться из греховной пучины, не следует надеяться, что Господь введет его в Царство Небесное. Спасение души — это кропотливый труд, ежедневный анализ своих эмоций, мыслей, поступков, постоянное преодоление слабостей и недостатков, а осознание своих грехов побуждает человека устремиться к Творцу за помощью.

 

Таким образом, получить прощение Господа и войти в Царство Небесное одновременно и просто, и сложно. Порой легче одержать вверх над внешним врагом, над какими-то обстоятельствами, в то время как ежедневно побеждать собственные пороки и греховные привычки на протяжении всей жизни бывает очень и очень трудно. Прежде всего необходимо увидеть в себе проявления страсти, которая руководит нашими мыслями и поступками. К сожалению, часто мы даже не можем понять, что нами владеет какая-то страсть, и не прислушиваемся к родным и близким, когда они взывают к нашей совести и пытаются вернуть нас на путь покаяния. Мы эгоистично настаиваем на своем, обижаемся на окружающих, возмущаемся их поведением и в результате сами катимся по наклонной прямо в греховную пропасть.

 

Все мы создании Божии, поэтому призваны славословить Творца, служить Ему и благодарить за все, что с нами происходит в жизни. Следует помнить, что Господь всегда промышляет о нас. Наша жизнь наполнена и горестями, и испытаниями, и радостями, и благоденствием. Все это служит для нашей духовной пользы, побуждает нас задуматься о своем духовном состоянии, отношении к окружающим и смысле земной жизни, которая есть уготовление к Царству Небесному. Со смирением воспринимая все случающееся с нами, раскаиваясь в грехах, мы преодолеваем разрыв между нами и Богом. Как блудный сын, мы возвращаемся в Отчий дом — райские обители, уготованные человеку от создания мира (Мф. 25, 34).

 

Поэтому сегодня, в Прощеное воскресенье, постараемся искренно простить друг друга. Будем помнить, что это приближает нас к Богу, дарит душе покой, который, как безопасная пристань, оберегает ее от житейских треволнений, ибо ничего не может устрашить человека, если он чувствует себя под сенью Божественного покрова».

В завершение Его Высокопреосвященство поздравил верующих с Прощеным воскресеньем и пожелал обрести духовные и телесные силы и примириться с ближними.