16 февраля, в Неделю о блудном сыне, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий в сослужении клириков совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова. 

По завершении богослужения глава митрополии обратился к верующим с архипастырским словом.

Сегодня Церковь предлагает нам удивительную притчу о блудном сыне, которая доходчиво объясняет каждому, как человек может заблудиться и оказаться на самом дне жизни, оторвавшись от Отчего крова и понадеявшись на слабые человеческие силы. Неслучайно, что у слов «блуд», «блуждать», «заблуждаться» один и тот же корень. Помимо своего прямого значения блуд в православном понимании — это всякое уклонение человека от Божьего Промысла о нем, а также идолопоклонство и неверие.

Насколько же широко этот грех, который является вторым из восьми главных страстей, присутствует в нашей жизни! Часто мы даже не замечаем, как, блуждая без водительства Божия, проявляя строптивость и нетерпение, забредаем в пустыню греха, где нас подстерегают многочисленные беды, где «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8).

Отчего же это происходит? Человек рождается и живет, окруженный заботой любящих родителей, оберегаемый ими от тревог и опасностей. По мере возрастания неразумному ребенку начинает казаться, что он уже все знает и умеет, всему научился и приобрел опыт, который позволяет ему жить своим умом. И когда он вылетает из родного гнезда, освободившись от мудрого водительства родителей, усомнившись в Божественном Промышлении и встав на самостоятельный путь жизни, то совершает множество ошибок. Отсутствие жизненного опыта, неумение владеть эмоциями и желаниями, ничем не обоснованная уверенность в своих силах могут ввергнуть его, как блудного сына, в пучину бед.

Блудный сын точно так же посчитал, что он способен на большее и достоин лучшего, поэтому дерзко потребовал у отца часть имения, проявив тем самым гордыню и спесивость. Его родитель не стал возражать и отпустил, отдав ему часть имущества, которое добыл усердным трудом. Воодушевленный надеждами на новую лучшую жизнь и собственной самоуверенностью, блудный сын покинул отца, потеряв с ним всякую связь. Однако вдали от отчего дома он быстро «расточил имение свое, живя распутно» (Лк. 15, 13), и оказался без крыши над головой и средств к существованию. Ему пришлось стать наемным работником, фактически рабом, который нуждался в самом необходимом, и даже пища свиней, которых он пас, не всегда доставалась ему.

Его бедственное положение стало прямым следствием гордыни и пренебрежения Божественными заповедями. Такие ситуации мы нередко видим и в нашей жизни, ибо если человек вознамерился поставить себя в центр жизни и сделать мерилом всех ценностей, то рано или поздно он терпит фиаско. Даже если внешне ему сопутствует успех, запутываясь в сетях своих страстей, он все больше и больше блуждает по бесплодной пустыне греха, теряя человеческое достоинство и превращаясь в раба дьявола.  Отдавшись во власть своих страстей, человек добровольно лишает себя благодати Божией и даже не осознает своего бедственного положения. Его духовный взор затуманен: он теряет нравственные ориентиры и не понимает, что хорошо и что плохо; ему кажется, что его жизнь именно такой и должна быть. Как отец лжи — дьявол, он противится Богу и окружающим, которые пытаются его вразумить, указать на очевидные ошибки, и вскоре совсем перестает слышать голос своей совести.

Однако притча о блудном сыне повествует также о духовном перерождении и о милосердии Божием. Оказавшись в критической ситуации, из которой, на первый взгляд, не было никакого выхода, блудный сын, как сообщает Евангелие, «пришел в себя». Он осознал, что достиг дна греховной пропасти, откуда уже не может выбраться самостоятельно, и вспомнил о своем отце и о Создателе, воскликнув: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15, 18). Очень важно и нам понять, что каждое мгновение мы нуждаемся в помощи Спасителя, и призывать на помощь Бога, ибо без этого невозможно движение по пути спасения. Мы должны просить Господа, чтобы Он раскрыл нам всю пагубу наших грехов, ибо, не увидев их, мы не сможем положить начало нашему исправлению.

Исполнившись раскаянием в содеянном и решимостью, блудный сын «встал и пошел к отцу своему» (Лк. 15, 20). Гордыня, которая заставила его когда-то дерзко требовать свою часть имения, покинула его сердце, и он со смирением обратился к своему родителю: «Уже недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников своих» (Лк. 15, 20). Знаменательно также то, что, несмотря на все прегрешения, на плачевное положение, в которое ввергли блудного сына его строптивость и неуемное стремление к земным удовольствиям, он не потерял надежды, что отец ждет его. Он вспомнил, как рос в доме своих родителей, окруженный их неусыпными заботами и любовью, как отец по доброте своей отпустил его с частью имения, поэтому не сомневался, что родитель примет его обратно под свой кров.

И действительно, видя такое душевное устроение своего чада, любящий отец вышел навстречу к нему, забыв огорчения, которые доставил его сын. Он облобызал его, дал лучшие одежды и устроил праздничную трапезу по случаю его возвращения, ибо «сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 24). Так и Бог, когда мы со смирением обращаемся к Нему, сознавая свое несовершенство и раскаиваясь в грехах, совершенных против нашего Творца и других людей, всегда слышит нас и посылает Свои милости. Милосердный Господь всегда готов принять кающегося грешника, Он ждет каждого Своего сына или дочь под отчий кров, в райских обителях, проявляя величайшее долготерпение и не помня тех обид, которые мы Ему каждым проступком.

Его Высокопреосвященство еще раз призвал молящихся осознать свои заблуждения и по примеру блудного сына просить небесного Отца о вразумлении и прощении, надеясь и ожидая Его милосердия.