3 марта, в Неделю о блудном сыне, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили митрофорный протоиерей Борис Жабин, протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Виктор Лисюнин, диакон Константин Полозов и диакон Даниил Лопухов.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

В завершение богослужения митрополит Феодосий обратился к верующим с архипастырским словом:

В Неделю о блудном сыне, когда продолжается подготовка православных христиан к Великому посту, Святая Православная Церковь предлагает нам еще один пример покаяния и прощения. Эта удивительная притча ярко и образно показывает нам, как воображаемая свобода превращается в стремительное падение человека на самое дно. Однако не нужно отчаиваться, ибо искреннее покаяние с одной стороны и беспредельная Божественная любовь с другой способны вытащить человека из такой глубины.

Мы слышали в евангельском чтении, как один юноша, младший сын, вознамерился жить самостоятельно. Он был уверен, что абсолютно во всем разбирается, и ему не требуется отеческая забота. Он хотел самостоятельно решать, как жить дальше, и не был намерен терпеть какие-либо ограничения. Отец, любящий свое дитя, не стал подавлять волю младшего сына и исполнил его просьбу. Взяв часть имения, молодой человек удалился в страну далечу. Не имея жизненного опыта, подверженный многим заблуждениям юности, он растратил все достояние и начал бедствовать. Он нанялся пастухом, чтобы питаться вместе со свиньями, за которыми ему поручили присматривать.

Пережитые лишения помогли блудному сыну осознать, что он наделал в жизни много ошибок. Покидая родительский дом, отвергая своих родных, он думал, что обретет свободу, а на самом деле запутался, что хорошо, а что плохо, и лишь чудом избежал гибели. Господь сохранил его, возможно, по молитвам любящего отца, до того времени, как он, по слову евангелиста, „пришел в себя“. Это значит, что он заглянул в глубину сердца и переоценил свою жизнь. Придя в себя, он вспомнил, что где-то там далеко у него есть отец и родной дом, и жизнь там гораздо лучше жалкого существования, которое он вынужден влачить. Тогда он принял решение вернуться на Родину и попросить своего отца принять его хотя бы в качестве наемного рабочего. Его сердце наполнилось раскаянием и смирением, он считал себя не в праве претендовать на то, чтобы родитель снова относился к нему по-отечески.

Однако, увидев сына издалека, отец побежал к нему навстречу и облобызал его. Это свидетельствует о том, что родитель никогда не отказывался от своего чада, болел за него душой, молился и ждал. Возможно, каждый день он вглядывался в горизонт, чтобы как можно раньше заметить свое вернувшееся дитя. Произошла удивительная встреча — кающийся сын и милующий отец, который простил свое чадо и объял его любовью. Ни единого слова упрека за нанесенные обиды, ни единой жалобы за пережитые тревоги не сорвалось с его губ. Наоборот, он повелел слугам: „Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!“ (Лк. 15, 22).

Чему нас должна научить эта притча? Чтобы прийти к Богу, необходимо качественное изменение нашего духовного состояния. Необходимо осознать свое недостоинство, искренно принести раскаяние и работать над тем, чтобы стяжать духовную нищету, то есть смирение. Это непростой труд, когда человек, анализируя себя, свое поведение, честно признает, какие неправедные поступки он совершил, какие греховные мысли и эмоции он допустил. Возможно, что-то ему будет нелегко увидеть сразу, с чем-то сложно бороться и еще сложнее искоренить полностью. Однако Господь, который, как любящий Отец, ни на мгновение не забывает о нас, сразу увидит наше искреннее покаяния, простит грехи и пошлет помощь, чтобы мы могли преобразить свою душу. Божественная любовь безгранична и бесконечна, как и Божественное долготерпение. „Нас ради человек и нашего ради спасения“ Господь вознесся на крест, пролив Свою Кровь, чтобы искупить грехи каждого из нас.

К сожалению, нередко бывает, что человек, впав в гордость, настолько отдает себя во власть злой силы, что не находит решимости вернуться к Отцу. Он не способен даже увидеть, в какой страшной духовной опасности находится, его совесть спит, а духовные очи затянуты густой пеленой. Чтобы этого не произошло, мы должны соотносить свои поступки с Евангелием, которое содержит глаголы вечной жизни. Время поста и подготовительные дни к Святой Четыредесятницы как раз призваны напомнить нам об этом, чтобы мы успели одуматься и вернуться назад, уйти с широкого пути, который ведет к погибели».

В завершение Его Высокопреосвященство пожелал верующим, чтобы в их сердце всегда сохранялась Божественная искра, чтобы гордыня не превратилась в непреодолимую стену между человеком и Богом.