23 апреля, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме города Тамбова.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики храма настоятель священник Иоанн Лаврин, священник Александр Быканов, священник Алексий Елагин и клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова протоиерей Андрей Махоренко и диакон Константин Полозов.
За богослужением молились советник руководителя области Н.Г. Астафьева, директор Православной гимназии имени святителя Питирима, епископа Тамбовского В.В. Устюхин и прихожане.
На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.
По окончании Божественной литургии был совершен молебен с крестным ходом.
В завершение богослужения митрополит Феодосий обратился к верующим с поздравлением и архипастырским словом.
Его Высокопреосвященство поздравил верующих с праздником Светлого Христова Воскресения традиционным пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!» С этого приветствия апостолы начали благовествовать о Мессии по всему миру, исполняя повеление Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19–20).
Их проповедь достигла самых отдаленных уголков Римской империи, и эти два слова «Христос Воскресе!» изменили народы, которые ее населяли, изменили это обширное государство, где поклонялись языческим богам. Свои поучения апостолы подкрепляли множеством чудес, и слушающие их преображались. В Церкви Христовой объединялись люди с разных континентов: европейцы, африканцы, азиаты. Проповедь о Воскресении Спасителя дошла и до пределов нашей страны, «богодухновенным просветителем» которой стал апостол Андрей Первозванный.
Множество людей, уверовавших в Христа, составили тело Церкви, а ее Главой стал Сам Сын Божий, Который наполнил ее Божественной благодатью. О ней Господь говорит: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она существует уже 2000 лет, и с самого начала основания ее последователи претерпевали ужасные гонения, повергались нечеловеческим мучениям. Сегодня в евангельском чтении мы слышали, как за проповедь о Христе апостолов заключили в тюрьму, но ангел Господень чудесным образом открыл двери и освободил их из темницы. Во II–III веках христиан жестоко преследовали, и только в 313 году после заключения Миланского эдикта император Константин прекратил гонения, хотя в разных странах и в разное время они возобновлялись. Достаточно вспомнить страшное время, которое пережила Святая Православная Церковь в нашем Отечестве в XX столетии. Однако никто и ничто не смогли ее уничтожить, потому что Сам Господь пребывает в ней, по слову Сына Божия: «Я буду пребывать с вами во все дни до скончания века, аминь» (Мф. 28, 20).
Сегодня мы носим имя христиан, а значит веруем во Христа и исповедуем Воскресение Христово. Мы следуем не какому-то философскому учению, но являемся частью Богочеловеческого организма, в котором земля объединяется с небом. Нам следует помнить, что Господь никогда не оставляет своих чад, но приходит на помощь и укрепляет Божественной благодатью. Часто, когда нам очень тяжело, кажется, будто Спаситель отступил от нас, и это понятное человеческое чувство. Сам Спаситель испытал чувство богооставленности, когда молился на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил» (Мф. 27, 46). Однако в такие моменты нужно не отчаиваться, но усугубить свои молитвы и возложить все упование на Бога.
Разве не «нас ради человек и нашего ради спасения» Господь пролил Свою Пречистую Кровь и принес искупительную Жертву на Кресте? Разве не ради нас Он воскрес, победив смерть? Как мы можем думать, что Господь нас не слышит и проявляет безразличие к нашей судьбе? С Его помощью мы можем преодолеть любые трудности и посрамить диавола, который постоянно воюет против человека. Если Господь и попускает нам искушения, то для нашей пользы: укрепления духа, очищения и спасения души. Без Его воли ни один волос не упадет с головы человека, по слову Спасителя. Как бы диавол ни ополчился нас, он не может разлучить нас с Творцом, если только мы сами не позволим ему этого. Ведь если Бог с нами, то кто против нас? (Рим. 8, 31)
Сегодня мы слышали в евангельском чтении, как Господь вновь явился ученикам через восемь дней по Воскресении. С ним был апостола Фома, который еще не видел Воскресшего Господа и не поверил ученикам, что им явился Христос, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Спаситель обратился к апостолу Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27).
Апостол Фома тотчас же уверовал, и ему уже не нужно было прикасаться ко Господу. В радости он воскликнул: «Господь мой и Бог мой». С тех пор сомнения больше не омрачали его веру, которую он бесстрашно исповедовал перед язычниками и ради которую принял мученическую смерть.
Взирая на образ апостола Фомы, мы так же должны быть тверды в вере перед лицом современного мира, который изъязвлен множеством сомнений и стремится изгнать Бога из своей жизни. Наши современники отказываются от евангельских ценностей, отвергают законы Божии, без которых человек уподобляется животному. Наша задача как православных христиан — не поддаться этим тлетворным влияниям, которые приходят на нашу культурную почву и внедряются в общество. Сейчас особенно важно сохранять наши духовные ценности и святыни, твердо основывая свою жизнь на вере в Воскресшего Спасителя, в которой заключается сила Святой Православной Церкви. Сколько чудес было совершено именем Воскресшего Христа! Эти случаи описаны в житиях святых и в первые века, и в последующие столетия вплоть до XX века. Духовный опыт наших предков, вся история Святой Православной Церкви служит неоспоримым доказательством промышления о каждом из нас Господа, Который уже при первом грехопадении человека дал завет об искуплении человеческого рода ценою Страданий и Воскресения Сына Божия.
Священное Писание должно служить для нас высшим критерием оценки наши мыслей и поступков. Святой апостол Павел писал: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). Это удивительные слова, которые свидетельствуют о том, что в Святом Евангелии изложены глаголы вечной жизни, и непоколебимую веру в это апостол Павел, как апостол Фома и другие апостолы, подтвердил своей мученической смертью.
В завершение Его Высокопреосвященство пожелал верующим сохранять веру в Бога, соблюдать закону Евангелия и следовать по пути спасения, указанный нам Господом, Который есть путь, истина и жизнь.