19 августа, в день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Трегуляевского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря пос. Тригуляй игумен Пимен (Семилетов), настоятель архиерейского подворья – храма новомучеников и исповедников Церкви Русской г. Тамбова священник Павел Шальнев, клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора: протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Виктор Лисюнин, диакон Константин Полозов, диакон Илия Кокорин и клирик Вознесенского женского монастыря города Тамбова диакон Игорь Орешко.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской

За богослужением были совершены священническая хиротония студента 4-го курса диакона Игоря Орешко и диаконская хиротония студента 3-го курса Павла Перикова.

По окончании Литургии Его Высокопреосвященство освятил плоды нового урожая, а затем совершил праздничное славление.

В завершение богослужения глава митрополии обратился к верующим с архипастырским словом.

Его Высокопреосвященство поздравил верующих с престольным праздником кафедрального собора, где они молились за Божественной литургией, вознося Господу прошения о здравии и благополучии родных, о процветании града Тамбова, Русской Православной Церкви и нашего Отечества.

В храме совершается великое таинство Святой Евхаристии, потому что здесь сугубо обитает благодать Божия, по слову Спасителя, «где двое или трое собрались во имя Моей, там Я посреди них». Во время соборной молитвы благодать сходит в сердце православного христианина и устанавливает незримую духовную связь между творением и Творцом. Она укрепляет духовные силы человека, совершает чудо преображения души и возводит наш ум от земной суеты к Небесным обителям.

В храме молитвенные песнопения, иконописные лики, священнодействие богослужения настраивают нас на размышления о смысле жизни, о предназначении человека. Перед ликом Божиим человеку легче осознать свои грехи и обратиться ко Творцу, чтобы Он укрепил молящегося на узком пути спасения. Без помощи Божией человеку трудно смирить свою гордыню, которая приводит ко многим бедам на земле, и наполнить сердце любовью к ближним.

В сегодняшнем евангельском чтении Господь нам показывает пример горячей молитвы, а также подтверждает Божественную природу Сына Человеческого. Мы слышали, что Спаситель взошел на гору Фавор, чтобы помолиться. Его восхождение на гору символизирует духовное возвышение души над мирской суетой, чтобы ничто не мешало беседе с Богом.

Когда Христос молился, Его лик начал излучать Божественный свет, а одежды блистали, как снег. Искренняя молитва способна преобразить и человеческую душу, наполнить ее покоем и радостью.

Апостолы не могли созерцать такое сияние Богочеловека, поэтому пали ниц. Они были потрясены чудом, ибо никогда не видели в таком состоянии своего Учителя, которому сопутствовали многие месяцы.

Вдруг с небес раздался голос Бога Отца: «Это Мой возлюбленный Сын. Его слушайте». Этот Божественный наказ был обращен не только к апостолам, но и к нам, ко всему человечеству. Давайте спросим себя, выполняем ли мы это Божественное повеление? Внимаем ли мы глаголам вечной жизни, которые изложены в Евангелии? Священное Писание — это руководство ко спасению, в котором содержатся духовно-нравственные нормы и указания, как достичь вечного блаженства. Мы должны изучить эти инструкции от первого до последнего пункта и последовательно выстраивать свою жизнь в соответствии с ними. Посмотрите, как внимательно мы читаем руководство по эксплуатации, когда покупаем в магазине какую-либо вещь, чтобы не испортить и не сломать ее. Насколько же важнее спасение нашей вечной души!

Чему учит нас Евангелие? Вспомним заповеди блаженства, в которых прежде всего говорится: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Нищета духовная — это смирение, и именно смирение — основа других добродетелей. Без исполнения это пункта духовного руководства невозможно достичь других ступеней совершенства, как нереально подняться по лестнице, перешагнув сразу через 10 ступеней. Наверху же этой лествицы находится любовь. Руководствуясь заповедями блаженства, принесенными нам Спасителем, мы можем стяжать эту высшую добродетель, и тогда наша душа преобразится по подобию Христа на горе Фавор. Подтверждением тому служат многочисленные жизнеописания подвижников, которые, неукоснительно следуя Божественному учению, стяжали такую святость, что во время молитвы их лики светились Фаворским светом. Вспомним подобный случай из жития чтимого во всем мире преподобного Серафима Саровского, который подвизался на Тамбовской земле в конце XVIII — начале XIX веков.

Итак, чтобы стяжать Божественную благодать и преобразить свою душу, человек должен направить все свои духовные и телесные силы на то, чтобы приблизиться к Создателю. Тогда и Господь устремляется навстречу человеку. В богословии это взаимное движение друг ко другу называется синергией.

Его Высокопреосвященство призвал верующих не ослаблять свои молитвы как в храме, так и дома и стремиться к тому, чтобы никакая суета не мешала единению творения со Творцом. Архипастырь также поздравил отца Игоря, который в этот день стал священником, и отца Павла, который был рукоположен в диакона. Через церковное таинство они получили благодать Святого Духа, которая будет им помогать достойно нести служение у алтаря Божиего. Это служение открыто для всех, и, если человек пожелал посвятить себя Богу и принял священный сан, значит он услышал Божественный призыв. Митрополит Феодосий пожелал священнику Игорю и диакону Павлу помощи Божией в их трудах на ниве церковной.

Это интересно