Архиерейское служение в Неделю 2-ю Великого поста. Божественная литургия в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова

28 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора: протоиерей Борис Жабин, протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко, священник Андрей Пирогов, священник Максим Михайлов, диакон Константин Полозов, диакон Олег Воробьев.

В завершение богослужения глава митрополии обратился к прихожанам с архипастырским словом, поздравив всех с третьей неделей Великого поста, в которую святая Церковь чтит память великого святителя Григория Паламы. В своих письменных трудах он изложил учение о нетварных Божественных энергиях, или о благодати Божией, которую своим подвижническим трудом, постом и покаянием должен приобретать каждый человек. Именно молитва, соединяющая с Богом, привлекает к человеку эти Божественные энергии.

 Святитель Григорий свидетельствовал, что с благодатью Сам Господь поселяется в душе, и стяжать эту благодать призван каждый из нас, следуя примеру святых угодников Божиих. Мы помним, как преподобный Серафим Саровский говорил, что целью христианской жизни является «стяжание Духа Святаго Божия». В этом состоит задача каждого христианина, но выполняется она непросто: устремленностью всех сил души навстречу Богу, понуждением себя исполнять закон Божий. Как говорит Священное Писание, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12). Если сидеть сложа руки, не заботясь о своем спасении, об очищении души от грехов, то ничего невозможно достичь, ибо под лежачий камень вода не течет. Если мы не будем употреблять усилий, чтобы победить в себе ветхого, греховного человека, который тлеет от различных страстей и пороков, то благодать никогда не поселится в таком сердце. Поэтому только тот, кто понимает смысл земной жизни как уготовление к жизни вечной, никогда не будет праздно проводить дни своей жизни. В течение поста мы постоянно обращаемся к Господу с прошением избавить нас от этой праздности и пустоты, чтобы мы наполняли свое существование добрыми делами. И для этого, конечно, необходимы усилие воли, концентрация всех душевных качеств на достижении цели спасения – стяжания благодати Святаго Духа, постоянство в стремлении к покаянию. Но покаяние – это не просто исповедь в храме, это целожизненный процесс, который не должен никогда останавливаться. И если человек выстраивает свою жизнь по закону Божию, то Господь устремляется ему навстречу и поселяется в его сердце. Нам известно об этом из трудов святителя  Григория Паламы, нам известны примеры великих подвижников Святой Горы Афонской. Своими духовными подвигами они достигли единения со Христом, так что от них исходил Божественный свет, которым просветился Господь на горе Фавор, когда ученики увидели Его преображенным и все вокруг просияло во Христе. Такой святости, такого совершенства призван достичь и должен достичь каждый человек. Эта возможность имеется у всех, но лишь немногие люди, поистине сильные духом, не проявляют духовной расслабленности, именно их мы называем святыми. Благодать Божия исполняет их, и уже в земной жизни они способны излучать этот неземной Фаворский свет, как это случалось с преподобными отцами Святой Афонской Горы, как это было с преподобным Серафимом Саровским. Известно, что во время беседы с Мотовиловым он весь просветился от той благодати, которую он стяжал своими молитвенными трудами, подвигом стояния на камне тысячу дней и ночей. Он понуждал себя совершать этот подвиг, все силы души направляя на единение с Богом, и Господь, конечно, пребывал в нем, озаряя святого угодника Своим нетварным светом. 

Взирая на эти образцы великой духовной силы, мы должны помнить, что благодать Святого Духа со времен Пятидесятницы и до скончания века пребывает в Церкви Христовой. Мы получаем Его в семи церковных таинствах, и с особым трепетом мы должны приступать к таинству Святой Евхаристии, чтобы это было в нашей жизни не разовое событие. Необходимо, чтобы духовной жизнью мы жили всегда: чтобы на нашем пути встретился опытный духовник, чтобы наши родные еще в детстве привели нас в Церковь, а добрые друзья поддерживали нас на пути следования за Христом. Этот путь указывают нам святые, помогая выйти из расслабленного состояния, в котором мы нередко пребываем. Так помогли друзья тому человеку, разбитому параличом, о котором нам сегодня повествует Евангелие. Он не мог двигаться и постоянно находился на одре, но ему всегда сопутствовали друзья, именно они помогли больному приблизиться к Спасителю, спустив через разобранную крышу его прямо на одре к ногам Христа.  Видя их радение и веру, Господь исцеляет расслабленного, отпустив ему грехи, и он становится здоров. Конечно, мы сразу слышим ропот фарисеев, которые не верили, что рядом с ними Господь, имеющий власть повелевать всем миром и прощать грехи, даровать человеку духовное и телесное здоровье. Поэтому, чтобы получить исцеление, самому человеку важно иметь такое стремление и важно, чтобы рядом оказались люди, которые наставят на спасительный путь, приведут в храм, где особенно действует благодать Божия и совершаются таинства. А испытав воздействие благодати, человек уже не захочет возвратиться к прежней жизни, не захочет удаляться от Бога. 

В завершение проповеди архипастырь пожелал, чтобы Господь коснулся каждого сердца, чтобы невидимые Божественные энергии пронизывали нас, и благодать Святого Духа укрепляла на пути следования за Христом, помогала преодолевать силы зла, постоянно действующие в мире, чтобы милостью Божией мы достойно завершили свой путь, ведущий ко спасению.

Запись опубликована в рубрике Архиерейское служение, Актуальный материал, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.