3 мая, в первый день Светлой седмицы, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий возглавил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском храме Казанского мужского монастыря в сослужении клириков и насельников обители. 

В завершение богослужения глава митрополии сердечно приветствовал насельников и прихожан обители словами апостольского приветствия: «Христос воскресе!»

В первый день Святой Пасхи мы продолжаем радоваться о воскресшем Господе, в котором обретает воскресение каждая душа. Именно вера в Воскресение Христово способна преобразить нашу жизнь: в ней все наши земные поступки и даже мысли обретают смысл. Только неверующие люди стремятся обесценить земное бытие, утверждая, что нет ни Бога, ни Воскресения… Но что же тогда есть? Остается бессмысленная череда событий, которые сменяют друг друга и скоро заканчивается, не имея продолжения. Но мы, следуя за святыми апостолами, верим в истинность учения Христа, в Его крестную смерть во имя спасения человечества и славное Воскресение. Своей смертью Спаситель попрал смерть и даровал вечную жизнь с Богом всем верующим в Него. Душа – дар Божий – вечна и продолжает жить после смерти телесной, потому что живет в вечном Небесном Царстве Христос, победивший смерть. Глядя сквозь призму вечности, мы осознаем, как важно, чтобы все наши поступки были продиктованы не прагматическими, корыстными интересами и сиюминутными желаниями, а исключительно любовью, милосердием. На этой заповеди о любви к Богу и ближнему зиждется не только наша временная жизнь, ее исполнение вводит человека в жизнь вечную.

Чудо Воскресения вдохновляет человека на дела милосердия, наполняет жизнь радостью, это событие вселенского значения. Не случайно апостол Павел говорит: «… если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Вся история Церкви свидетельствует о Воскресении Христовом и, прежде всего, святые апостолы, которые, как мы читали сегодня в Деяниях, собрались в Сионской горнице, вместе с другими последователями Спасителя, чтобы избрать Матфея на место отпавшего через предательство Иуды Искариота. Вчера на Великой вечерне мы читали в Евангелии, как Христос явился к ученикам через закрытые двери в новом преображенном теле, хотя на нем и оставались раны от Его крестных мучений. И тело это апостолы могли не только видеть, но и прикасаться к нему. Чтобы убедить учеников в подлинности Своего Воскресения, Господь вкушал с ними трапезу, ибо Он понимал их сомнение и маловерие. Конечно, ученики осознавали в такой момент, что рядом с ними снова их Учитель. Но на первой встрече с другими не было апостола Фомы, и мы помним его слова, что он не поверит в Воскресение Христа, пока своими глазами не увидит Его раны, пока не прикоснется к ним. Так нередко случается и в нашей жизни: мы стремимся все объяснить рационально, хотя тайны Божиего мира невозможно постичь исключительно умом. Как объяснить, например, сотворение мира? Мы знаем из Священного Писания, что он создан из ничего по велению Божию, словом Божиим. Но ограниченный человеческий ум не способен этого постичь, это доступно только сердцу. Столь же непостижима для нас и тайна боговоплощения: когда невместимый Бог вселяется в утробу Пречистой Девы. Это событие мы также принимаем на веру, как и другие догматические истины. Знание сердца, сопрягаемого с миром небесным, есть истинное знание, ибо только очами души мы способны созерцать то, что сокрыто от взора очей телесных. И мы верим в подлинность этих событий, ведь когда молится сердце, оно таинственно соединяется с Богом. Только верующему человеку открываются величайшие тайны горнего мира, которые невозможно объяснить атеисту. Сомнения и колебания в вере были свойственны и святым апостолам вплоть до дня Пятидесятницы, когда они были просвещены и утверждены Благодатью Святого Духа. Тогда они отправились по миру, проповедуя истины Евангелия и Воскресения Христова, не страшась ни гонений, ни самой смерти. Они соединились со своим Учителем духовно, и ничто не могло уже поколебать их веру. Апостол Павел так и говорил: «… имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше…» (Фил. 1, 23). Конечно, и нам следует сохранять свою веру, подражая апостолам и всем святым, которые духовными очами созерцали Спасителя, и ничто не могло отлучить их от любви Божией.

Сегодня мир, как никогда, наполнен соблазнами, он устроен потребительски: мы ощущаем вокруг изобилие и земное благополучие, в котором духовное заглушается, а порою мысль о Боге полностью уходит из сознания человека. Собственно, к этому и ведет сила зла, стремящаяся отлучить людей от Бога, заставить забыть о жизни вечной. Но эта вечная жизнь все равно ожидает нас, невзирая на нашу веру или безверие. Проблема в том, что от нашей земной жизни зависит посмертная участь: те, кто на земле предал себя в волю Божию, будут пребывать в вечности рядом с Ним; те, кто отверг волю Божию, останутся в вечности с диаволом, которому подчинились во временной жизни. От нашего желания многое зависит: Бог нас без нас не спасает. В объективном смысле Бог сделал все для нашего спасения: Он родился на земле, оставил нам Свое учение, пострадал за нас, умер на кресте и воскрес, вознесся на небо. Хотя по нашим грехам мы не заслуживаем такой жертвы, именно для спасения грешников Господь взошел на крест.

Очень важно, чтобы каждый из нас устремился навстречу к Богу, который всегда устремлен к человеку. Это процесс именуется греческим словом «синергия», и только таким совместным усилием Бога и человека достигается спасение. Но, к сожалению, у большинства наших современников это движение или совсем слабое, или отсутствует вовсе. Конечно, Господь не принуждает человека, сохраняя дарованную ему свободу воли. Но важно, чтобы мы сами были достойны Божественной любви и жертвы, чтобы мы не были тлеющими головешками, а горели духовным огнем для нашего спасения. Тогда Господь заметит горящее сердце и сотворит в нем Свою обитель.

В завершение проповеди Владыка напомнил верующим слова апостола Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16) – и призвал беспрестанно помнить о необходимости беречь душу от тления и всегда иметь веру в Воскресение Христово, достойно проходя свою жизненную голгофу, чтобы воскреснуть вслед за своим Спасителем.