Память 19 апреля, прославлен Русской Православной Церковью в 1997 г.
Преподобноисповедник Севастиан (Фомин) родился 28 октября / 10 ноября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. Отца его звали Василием, мать Матроной. Они имели троих сыновей. Старший был Илларион, 1872 г. р., средний — Роман, 1877 г. р., и младший в святом крещении был назван Стефаном. Стефан окончил трехклассную приходскую школу. Здоровьем он был слаб и трудился больше пастухом на пастбище. Был смирен и кроток. Сверстники насмехались и дразнили его “монахом”. В 1908 г. средний брат Роман принял монашество с именем Рафаил. В 1909г. Стефан приезжает в скит Оптиной Пустыни, где 3 января 1909г. он был принят келейником к старцу Иосифу, а по смерти его в 1911г. становится келейником старца Нектария. В 1912 году Стефан был пострижен в рясофор. В 1917г. был пострижен в мантию с именем Севастиан.
В 1918г. декретом СНК Оптина Пустынь была закрыта. Церковные службы прекратились.
В 1923 году о. Севастиан принял рукоположение в иеродиакона. Жил в Козельске вместе с Оптинской братией. По приглашению настоятеля Ильинской церкви г. Козлова протоиерея Владимира Андреевича Нечаева приехал в Козлов от епископа Тамбовского и Козловского Вассиана (Пятницкого), получил назначение в Ильинскую церковь. Там он служил с 1928 по 1933 год вплоть до своего ареста. В этот период он вел в Козлове неутомимую борьбу с обновленцами. 25 февраля 1933 года о. Севастиана вместе с инокинями Варварой, Агриппиной и Февронией арестовали и отправили в Тамбовское ОГПУ для прохождения следствия. На допросах следователем выявились контакты о. Севастиана с едиными по духу людьми, а так же отношение его к советской власти. 2 июня 1933 года заседание Тройки ПП ОГПУ по НЧО по внесудебному рассмотрению дел постановило: “Фомина Стефана Васильевича, обвиняемого по ст. 58 п.10,11 УК, заключить в исправительный лагерь сроком на 7 лет, считая срок с 25/2-33г.”. Медкомиссия при Тамбовском ФЗИТК признала, что в связи с ограниченным движением левого локтевого сустава (батюшка в детстве повредил левую руку), он был не годен к тяжелому физическому труду. Несмотря на заключение комиссии о. Севастиан был отправлен в Тамбовскую область на повалку леса, что было ему не по силам. Через год о. Севастиан был переведен в Карагандинский лагерь в поселок Долинка, куда прибыл 26 мая 1934 года.
По слабости здоровья Батюшку поставили работать хлеборезом, затем сторожем складов в зоне лагеря. В ночные дежурства Батюшка никогда не позволял себе спать, он нес молитвенный труд. И начальство, приходя с проверкой, всегда заставало его бодрствующим. Батюшка рассказывал, как иногда в зону привозили кинофильмы и всех заключенных сгоняли в клуб. “Я в кино не ходил, — вспоминал он, — все идут, а я скажу напарнику: ты иди за меня в кино, а я за тебя подежурю”. В последние годы заключения Батюшка был расконвоирован и жил в каптерке в третьем отделении лагеря, находящегося близ Долинки. Он возил на быках воду для жителей ЦПО (центральных промышленных огородов). Отец Севастиан был освобожден из лагеря 29 апреля 1939г., накануне праздника Вознесения Господня.
Тамбовские новомученики и исповедники, прославленные Русской Православной Церковью