Поройская мужская пустынь г. Липецка

Поройская мужская пустынь г. Липецка. Сегодня имеет наименование Липецкий в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Находится в г. Липецке, на правом берегу р. Воронеж. Основан, вероятно, до 1701 г. первоначально как Паройская (Поройская, Паройкова, Пройкова) пустынь. Согласно поздним фиксациям одного из преданий, здесь явилась икона Божией Матери «Живоносный Источник», что положило начало обители.

Протоиерей Г. В. Хитров упоминал об основании монастыря на месте явления иконы в 1701 г. императором Петром I, который «посетил эту местность в 1700 г. и пользовался здесь минеральными водами». Для строительства Липских (Липецких) металлургических заводов Петр I отобрал монастырскую мельницу, из чего следует, что монастырь и его владения появились немногим раньше времени, указанного В. В. Зверинским (1701 г.), возможно, в конце XVII в.

Но согласно сохранившимся сведениям по Раненбургскому уезду и данным Российского Государственного архива военно-морского флота, 3 февраля 1703 г. Царь со свитой, направляясь из г. Ряжска в Воронеж, посетил поместье А. Д. Меншикова в с. Слободском (ныне г. Чаплыгин Липецкой обл.), а на следующий день отправился через с. Студёнки в Воронеж. Дорога из Студёнок проходила вдоль ограды монастыряря: «Прежде сего была дорога мимо той горы по плоскоместью подле бывшей Поройской пустыни к реке Липовке». На мельнице, принадлежавшей пустыни, был построен Верхний Липский (Липецкий) железоделательный завод. При этом пустынь получала средства из государственной казны.

К середине XVIII в. пустынь считалась крупной обителью – насчитывала более 30 насельников. По указу 1724 г. к Паройской пустыни были приписаны Красногорская в честь Преображения Господня пустынь (на южной окраинной части современного Липецка) и Епифанская Успенская пустынь (на территории современной Тульской обл.)

В 1764 г. пустынь была упразднена. Однако к 1768 г. в обители еще проживал настоятель с братией, включая тех, кто перешли из ранее упраздненных монастырей.

Согласно доношению Воронежского еп. Тихона (Якубовского) в Синод от 18 дек. 1768 г., в обители имелись каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца (кон. XVII – нач. XVIII в) и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (деревянный, построен не позднее сер. XVII в. и разобранн в сер. XVIII в., являлся соборным монастырским), колокольня «лесу дубоваго» (1885 г., утрачена в 30-х гг. XX в.), деревянные настоятельская и братская кельи, 2 амбара, конюшня. Монастырь был огорожен плетнем.

На святом источнике, где, по преданию, в 1701 г. явилась икона Божией Матери, стояла надкладезная деревянная часовня (2-й пол. XVIII в.). Рядом с часовней из-под склона горы «вырывались огромные потоки воды нескольких ключей». В путеводителе 1900 г. сообщалось, что «из горной породы выбивается целая речка превосходной, чистейшей холодной пресной воды. В конце 30-х гг. XX в. часовня была разрушена. На месте святого источника устроена скважина, но вода еще вытекала в Петровский пруд по 3 большим чугунным трубам, уложенным при строительстве скважины. Люди приходили сюда по праздникам, набирали святую воду, купались. Однако по указанию горисполкома это место в 70-х гг. XX в. было засыпано землей.

Успенский храм был приписным к Рождественской церкви пригородного с. Б. Студёнки (Студёнки), а с XIX в., после ее закрытия, связанного с переносом на новое кладбище, являлся главным приходским храмом села. 23 июня 1875 г., «согласно желания всех граждан города Липецка… в память чудесного избавления имп. Александра Николаевича от угрожавшего ему 25 мая 1867 года выстрела в Париже», с разрешения Синода при Успенском храме «открыт самостоятельный штат священнослужителей без прихода».

Вопрос о восстановлении монастыря был поставлен 2 июня 1860 г., когда Липецкое духовное правление заслушало сообщение о «возобновлении бывшей древней Парольской пустыни». В ответ на резолюцию еп. Тамбовского свт. Феофана Затворника (Говорова) Липецкая городская дума предложила Обществу купцов и мещан участвовать в этом деле и вынесла решение «об уступке места с произрастающим на оном лесом около 10 десятин по самый градский пруд для устройства обители». Была открыта подписка на сбор средств на возобновление пустыни с «наименованием ея Александровскою»; зафиксированы свидетельства о пожертвованиях.

На основании собранных 26 свидетельств жителей, а также уведомления Липецкой городской думы о том, что отсутствуют «распоряжения правительства об упразднении Паройской пустыни и о приписке к г. Липецку принадлежащих ей земляной и лесной дач с прудом и водяною мельницей», Тамбовская духовная консистория поддержала проект штатного расписания: настоятель и монашествующей братии – 24 человек (6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 14 послушников).

Священный Синод на заседании 3 июля 1861 г. решил: «Принимая во внимание благочестивое желание граждан г. Липецка и ходатайство преосвященного Тамбовского, учредить… общежительный мужской заштатный монастырь и находя средства для предполагаемого содержания обители от жертвователей достаточными, Синод определил предварительное испрошение Высочайшего соизволения на это представить обер-прокурору и Министру внутренних дел и спросить уведомления – не встречается ли со стороны МВД каких-либо препятствий к учреждению монастыря».  Глава внутриполитического ведомства ответил, что препятствий к восстановлению монастыря нет. Тамбовский и Шацкий еп. Макарий (Булгаков) также ходатайствовал о восстановлении монастыря, «заявляя желание поселиться в оном». Неясны причины, по которым попытка возрождения монастыря оказалась безрезультатной.

Монастырский некрополь являлся старейшим в городе, находился у стен Успенского храма, имел захоронения XVII – нач. XIX в., разрушен в 80-х гг. XX в. К 2015 г. восстановлены несколько фрагментов надгробий.

В храме почиталась икона Божией Матери «Живоносный Источник» (нач. XVIII в.), привлекавшая до 2 тыс. богомольцев в 1-ю Пасхальную пятницу и в 8-ю Троицкую. В дни праздничных торжеств кроме обычной службы в храме и у часовни совершалось водоосвящение, служили молебны, панихиды, а освященную воду пили на месте и разносили по домам. Известны многочисленные случаи, когда по молитвам у иконы «Живоносный Источник» совершались чудеса исцелений от различных недугов. Святыни и реликвии обители и храма утрачены в ХХ в.

29 марта 1922 г. из Успенского храма властью были конфискованы церковные ценности (3,4 млн р.), изъяты серебряная и золотая утварь.  В 1926 г. Тамбовским обществом краеведения Успенская церковь, как одна из древнейших построек губернии, была включена в список памятников, подлежащих гос. охране. До осени 1936 г. в храме совершали богослужения, в т. ч. 1-й еп. Липецкий сщмч. Уар (Шмарин), а также священники, лишившиеся приходов. В 1938 г. храм был официально закрыт «по акту санинспекции… во избежание загрязнения источников водоснабжения».

Липецкое областное краеведческое общество, поддержанное руководством, в 1995 г. обратилось к Воронежскому митр. Мефодию (Немцову) с просьбой открыть в церкви приход. 18 июня 1996 г. распоряжением Госкомитета РФ по управлению госимуществом храм был возвращен РПЦ. 28 авг. 1996 г., в праздник Успения Пресвятой Богородицы, после 60-летнего перерыва в храме состоялось первое богослужение.

30 июля 2003 г. по инициативе Липецкого еп. Никона (Васина) и по решению Синода Успенский приход был преобразован в мужской монастырь. Государственная регистрация монастыря как местной религиозной организации произведена 21 нояб. 2003 г., изменение устава – 14 окт. 2014 г.

Это интересно