Праздник Воздвижения Креста Господня

27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Борис Жабин, протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Виктор Лисюнин, священник Андрей Пирогов, священник Олег Воробьев, диакон Константин Полозов, диакон Илия Кокорин.

По окончании Литургии было совершено славление празднику Воздвижения Креста Господня, после чего глава Тамбовской митрополии поприветствовал собравшихся в храме с праздником.

Сегодня мы вспоминаем события обретения и воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, произошедшие в IV веке. Шестнадцать столетий назад, когда христианство в Римской империи получило свободу, у царицы Елены, матери равноапостольного царя Константина, появилось горячее желание найти святыню, которая непосредственно связана с искупительной жертвой Спасителя.

Крест был давно утрачен, а на месте Распятия Христа поставлено идольское капище. Однако среди местных жителей сохранилось предание, что святыню сбросили в каменный резервуар для воды, который находился на этом же месте, и засыпали землей.

Равноапостольная Елена прибыла в Иерусалим и вместе с Патриархом Макарием организовала раскопки. Они нашли три креста, но было неизвестно, на котором из них Христос принял смерть. По Божественному Промыслу мимо раскопок следовала похоронная процессия, и тогда каждый из трех крестов приложили к усопшему. Мертвец восстал, и этим чудом Бог открыл, что верующие наконец-то обрели истинный Крест Господень.

Его омыли водой, а затем царица Елена и Патриарх Макарий подняли его вверх, то есть воздвигли, чтобы собравшиеся могли лицезреть святыню. В воспоминание этого мы также накануне праздника совершаем чин воздвижения, а затем выносим крест на середину храма. Тем самым Церковь вновь и вновь показывает нам, какой ценой далось освобождение человеческого рода от довлеющего над ним проклятия. Крестная жертва, принесенная Спасителем мира, свидетельствует о безмерной любви Божией к своему творению.

Мы об этом часто забываем и ропщем, если встречаемся в жизни с трудностями. Однако важно помнить, что путь к Воскресению, к блаженной вечной жизни пролегает через Голгофу, через скорби. Спокойная жизнь делает человека беспечным, горделивым и самоуверенным. Он думает, что все в его силах, хотя в действительности невозможно противостоять злу в одиночку — такова мощь диавола. Апостол Павел отражает это состояние человека в словах: «Доброе, которое хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Если человек живет без Бога в душе, то диавол без труда может увлечь его за собой на путь погибели. И именно гордыня удаляет человека от Бога. Когда-то в начале времен гордыня даже привела к падению с неба первого ангела. Поэтому Церковь установила воспоминание Воздвижения Креста Господня, чтобы, взирая на орудие нашего спасения, мы осознавали свои пороки и проявляли смирение в жизненных трудностях. Ибо скорби очищают наш дух так же, как золото закаляется в огне горнила, а Крест — это знамение победы Христа над адом и смертью, символ жертвенной любви Всеблагого Бога к падшим людям, всепобеждающее духовное оружие христиан.

Его Высокопреосвященство призвал никогда не терять надежды на Бога. Человек, который уповает на Создателя, всегда получает от Него помощь в обстояниях и твердо следует путем спасения. Будем же из глубины сердца молиться нашему Творцу, чтобы Он открыла нам духовное зрение, и с благоговением накладывать на себя крестное знамение, чтобы укрепить свой дух и отогнать от себя козни лукавого.