9 апреля, в Неделю 6-ю Великого поста, в праздник Входа Господня в Иерусалим,  митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора:  ключарь протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Виктор Лисюнин, священник Питирим Золотов, диакон Константин Полозов и диакон Илия Кокорин.

За богослужением молились министр образования и науки Тамбовской области Т.П. Котельникова, советник руководителя области Н.Г. Астафьева и прихожане.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

По окончании Божественной литургии было совершено славление.

В завершение богослужения глава митрополии обратился к прихожанам с архипастырским словом и поздравлением.

Вспоминая праздник Входа Господня в Иерусалим, мы наполняемся одновременно радостью и грустью, ибо понимаем, что Господь в последний раз входит в Иерусалим, где Ему предстоит претерпеть страдания и смерть на Кресте. Мы знаем, какую скорбь и смятение переживут ученики Спасителя, жены-мироносицы и все, кто следовал за Божественным Учителем. Однако мы также знаем, что не все люди, которые восторженно встречали Христа в Иерусалиме, сохранят верность Богочеловеку, и даже апостолы подвергнутся сильному искушению.

Накануне Своего торжественного прибытия Спаситель совершил воскрешение Лазаря Четверодневного. Свидетелями этого великого чуда оказались многие иудеи, которые к празднику Пасхи стекались отовсюду в Иерусалим. Благодаря этому весть быстро распространилась по всей Иудее и окрестным областям. Люди устремились в Вифанию, где находился Спаситель, чтобы своими глазами увидеть дивного чудотворца и воскрешенного Лазаря. В это чудо тем труднее было поверить, что Лазарь восстал из мертвых через 4 дня, когда его тело уже подверглось тлению, усугубленному 30-градусной иерусалимской жарой.

Когда же люди убеждались в подлинности невероятного события, их охватывали трепет и страх. При этом они даже не догадывались, что еще более великие и страшные события ждут их впереди. Только Спаситель знал, что скоро Ему предстоит совершить искупительный подвиг и спасти человечество. Христос также предупредил Своих ближайших учеников, что надлежит Сыну Человеческому пострадать, умереть и воскреснуть, но в то время апостолы не понимали до конца значения Его слов. Они вспомнили об этом уже после Воскресения Христова. Во всей же полноте сокровенный смысл слов Спасителя, а также пророчеств Ветхого Завета открылся для них, когда Дух Святой сошел на них спустя 50 дней после Пасхи.

Теперь же и апостолы, и иудеи, которые пришли в Вифанию, были вдохновлены чудом, свидетелями которого они стали. Они думали о том, что такому великому чудотворцу, который может воскресить четверодневного мертвеца, под силу одолеть ненавистное римское владычество. Два ученика даже попросили Христа «сесть у Него, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Его» (Мк. 10, 37), думая о земном царстве иудеев. Однако Спаситель ответил им: «Вы не знаете, чего просите» (Мк. 10, 38), ибо Мессия пришел на землю не ради возвышения одного земного царства, но ради искупления всего человечества от греха. В Иерусалиме Богочеловека ожидали не могущество и почести, но страдание и смерть — только так можно было справиться со вселенским злом, захватившем слабый человеческий род.

Однако в то время апостолы, хотя следовали везде за Христом, видели чудеса и слышали Божественное учение, все воспринимали по-человечески и не понимали глубины подвига Спасителя. Такое часто происходит и с нами, когда мы приходим в храм и просим Бога о благополучии и успехе для себя и своих детей. Конечно, об этом можно молиться, ибо Создатель печется о всех наших нуждах, но наши молитвы не должны быть наполнены только земным. По слову Сына Божия, «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4). Прежде всего нам следует просить о прощении грехов и ниспослании нам Божественной благодати, взывать о помощи в борьбе с нашими пороками и с диаволом, молить о даровании нам Царствия Небесного, где Господь царствует вовеки.

Когда Христос вступил в Иерусалим, его окружало множество ликующего народа, который кричал: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф. 21, 9). Окрыленные чудом воскрешения четверодневного Лазаря, они срезали ветви с пальм и бросали их под ноги ослику, на котором ехали Сын Божий. Некоторые люди даже постилали свои одежды, чтобы выразить радость и благоговение перед великим чудотворцем и пророком. Никто, даже апостолы, в этот момент не догадывался, что через несколько дней та же толпа будет требовать распятия Богочеловека. Один Христос знал, что Он вступает в Иерусалим не как царь земной, но как Царь Небесный, Который скоро совершит спасение человечества.

Спустя 2000 лет знаем об этом и мы, поэтому, хотя понимаем, что Господь — победитель смерти и ада, нам грустно от сознания, что так неблагодарен и непостоянен человек. Ведь Спасителя предадут люди, которым Он проповедовал глаголы вечной жизни, родственников которых Он исцелял и воскрешал. Многие были свидетелями тому, как слепые прозревали, парализованные ходили, прокаженные очищались, мертвые восставали. Христос видел сердца этих людей, видел их слабоволие, изменчивость и привязанность к земному и тем не менее любил каждого человека, который находился в этой толпе. Он вошел в Иерусалим, чтобы искупить всех людей: уже умерших, ныне живущих и еще не родившихся.

Мы должны это помнить и не уподобляться тем, кто кричал: «Распни Его» и издевался над Ним, стоя у подножия голгофского Креста. Наверно, у кого-то возникнет вопрос: «Как это возможно? Ведь Господь пострадал почти 2000 лет назад. Как мы можем уподобиться тем, кто участвовал в Распятии Спасителя?» Однако именно это и происходит, когда мы ходим в храмы Божии, молимся Господу, славим Его и одновременно совершаем грехи, потакаем своим страстям, тем самым распиная Спасителя вновь и вновь. Мы даже не замечаем своего отступничества, зато осуждаем иудеев за духовную слепоту и предательство.

Его Высокопреосвященство призвал накануне Страстной седмицы, когда мы будем день за днем вспоминать Крестный путь Спасителя, задуматься о духовном значении этих событий и испытать свою совесть. Проявляем ли мы благодарность Господу за все Его благодеяния не только на словах, но и на деле? Стремимся ли очистить свое сердце от грехов и искоренить пороки? Видим ли свои недостатки, или приходим на исповедь, не зная, в чем нам каяться, и при этом подмечаем все слабости наших ближних? По слову Спасителя, «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3). Нам так легко оправдать себя, и одновременно с этим как часто мы демонстрируем непримиримость и нетерпение по отношению к нашим ближним.

В завершение архипастырь пожелал верующим, чтобы они, встречая праздник Входа Господня в Иерусалим с освященной вербой в руках, которая приносится в храмы вместо пальмовых ветвей, прославляли Спасителя и сохраняли верность Ему во все последующие дни. Митрополит Феодосий также призвал благодарить Христа, что Он «нас ради человек и нашего ради спасения» подъял на Себя подвиг искупления наших грехов, и просить Его, чтобы Он помог нам следовать путем спасения.

Это интересно