6 ноября, в праздник в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Вознесенском соборе Вознесенского женского монастыря, один из храмов которого освящен в честь ныне празднуемого образа Пресвятой Богородицы.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители митрофорный протоиерей Михаил Ильинский, протоиерей Александр Сарычев, протоиерей Иоанн Каширский, священник Михаил Замкивский, диакон Игорь Орешко, а также клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей Андрей Махоренко и диакон Константин Полозов.

За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Тавифа (Ковылова) с сестрами обители, советник руководителя Тамбовской области Н.Г. Астафьева и прихожане.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении хора Вознесенского женского монастыря.

По окончании Божественной литургии было совершено славление.

В завершение богослужения митрополит Феодосий обратился к верующим с архипастырским словом и поздравлением.

Его Высокопреосвященство отметил, что сегодня мы с радостью притекаем к Царице Небесной и поклоняемся Ее святому образу «Всех скорбящих Радость», который тамбовчане особенно любят. В честь него освящен один из храмов Вознесенского женского монастыря города Тамбова. Сейчас храм реставрируется, и митрополит Феодосий выразил надежду, что вскоре здесь будет совершено освящение.

Архипастырь подчеркнул, что Царица Небесная – скорая Помощница и Заступница всех, кто пребывает в скорби. Если мы сталкиваемся с житейскими невзгодами или проблемами со здоровьем, то из глубины сердца начинаем взывать к Ней. И многие, кто искренно и горячо молится, получают просимое. Однако так устроен человек, что его молитвы становятся сердечнее под давлением бедствий и ослабевают, когда у него все благополучно. Важно не только в горе, но и в радости прибегать к Ходатаице рода христианского и в благодарность угождать Богу и Божией Матери.

Что значит богоугодная жизнь? Это всегда поступать по совести, относиться с любовью к окружающим людям и не обращать внимание на обиды, которые причиняют нам ближние. Даже если по человеческой слабости гнев в какую-то минуту охватит нас из-за несправедливости, нужно принести покаяние в этом. Мы также должны не забывать благодарить Бога не только за радости, но и за испытания. Лучшее наше приношение Богу – это сердце чистое и смиренное, ибо, как сказано в Священном Писании, «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

Ярким примером тому может служить евангельский Лазарь. Он был нищим, который ничем не владел и даже не имел достаточно пропитания. Однако его сердце было исполнено смирения и благодарности Богу. Он противопоставляется богачу – другому евангельскому персонажу. Богач имел достаток, даже избыток во всем и проводил свою жизнь распутно в увеселениях и пирах. При этом он настолько очерствел, что не замечал рядом с собой того, кто по-настоящему нуждался в помощи. Он не видел бедственного положения нищего Лазаря, не сочувствовал его лишениям и скорбям.

Пришло время, когда оба перешли в мир иной. Смиренный Лазарь вкусил небесное блаженство, а жестокосердый богач попал в ад. Будучи ввергнутым в мучения, он осознал, что провел свою жизнь бессмысленно, и теперь обречен страдать вечно. Богач взмолился о том, чтобы его посетил Лазарь и немного облегчил муки. Однако праотец Авраам сказал ему: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16, 25–26).

Охватила бывшего богача также скорбь из-за родных, которые продолжали прожигать свою жизнь, как он в свое время. Он попросил Авраама послать Лазаря, чтобы тот открыл им, какая страшная участь их ждет, и призвал жить по совести и любви к Богу. Однако Авраам ответил, что «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 31).

Евангельская притча показывает нам, что после смерти человек уже не способен изменить свою участь. Только живые могут молиться о прощении грехов почившего. Мы также видим, насколько загробная участь людей зависит от короткого отрезка времени, который мы проводим на земле, и от тех поступков, мыслей, стремлений, которыми наполнена наша жизнь. Нельзя обвинить Бога в том, что богач проявлял жестокосердие, и поэтому его ожидали вечные мучения. И размышляя о его печальной участи, мы должны испытать свою совесть, а как мы себя ведем? Мы привыкли в злоключениях и проступках обвинять кого угодно: Бога, окружающих, обстоятельства. Однако сами часто не замечаем проблемы окружающих нас людей и проходим мимо их горя. Уподобляясь богачу, многие даже не считают эту черствость. Как сказал Спаситель, «ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Лк. 6, 41).

Бог спасает нас, но не без нашего участия. Если мы не исполняем Божественный закон, то Господь не будет принуждать нас к этому. Мы должны добровольно проявить усердие и готовность потрудиться ради Царствия Небесного, как это делала Пресвятая Богородица. Слова праотцов и пророков, а главное – Своего Божественного Сына Она слагала в сердце и исполняла заповеди, которые Спаситель оставил для всех нас. За чистоту, праведность и смирение во все дни Своей жизни Она удостоилась великой чести – стать Матерью Христа и послужить тайне спасения всего человечества.

Каждый из нас может соделаться обителью Духа Святого. Апостол говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). Мы напитываемся благодатью, когда прибегаем к святым церковным таинствам: Крещению, Миропомазанию, Покаянию, Евхаристии. Главное – это не изгнать впоследствии Святого Духа из нашего сердца своими страстями и пороками. Ибо, как говорит Священное Писание, «в злую душу не внидет премудрость Божия» (Прем. 1, 4).

В завершение архипастырь призвал взирать на жизненный путь Царицы Небесной и подражать Ей в том, как преданно Она следовала за Богом. Тогда Господь удостоит нас Своих милостей и сподобит поселиться в райских обителях, которые уготованы всем любящим Его. Об этом свидетельствует Сам Спаситель в Святом Евангелии: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» (Ин. 14, 2). Будем же жить на земле с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, чтобы и по смерти наследовать вечное блаженство в Его небесных чертогах.