12 июля, в праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском храме села Ивановка Сампурского района.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова протоиерей Андрей Махоренко и диакон Константин Полозов, а также насельник Казанского мужского монастыря города Тамбова иеромонах Зосима (Клинков).

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

В завершение Божественной литургии и праздничного славления глава митрополии обратился к верующим с архипастырским словом и поздравлением:

Прославляя каждого святого, мы не только сугубо молимся ему, но и вспоминаем его житие, которое служит для нас ориентиром в жизни. В наше время мы особенно нуждаемся в добрых примерах того, как люди угождали Богу и достигали Царства Небесного. Ведь каждый человек призван наследовать райские обители, но это нелегкий путь, который становится еще труднее, если мы не имеем перед глазами никакого образца.

 

На примере жизнеописаний святых мы видим, что спасение достигают и пустынножители, и насельники монастырей, и семейные люди, и государственные деятели, и воины, и юродивые. Мы учимся у них, как в разных обстоятельствах сохранять веру в Бога, служить ближним, преодолевать собственные слабости.

 

Сегодня мы празднуем день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Несмотря на то, что эти угодники Божии очень разные, Святая Православная Церковь прославляет их в один день, поскольку они оба являют нам яркие примеры верности Христу.

 

Апостол Петр был простым рыбаком из Галилеи, но с самого начала последовал за Сыном Божиим. По натуре он был человеком бесхитростным, с горячим сердцем, о чем нам повествует Евангелие.

 

Когда Божественный Учитель спросил учеников, за кого Его почитают люди, апостолы ответили: „Кто-то за пророка Иеремию, кто-то за других пророков“. Когда же Господь спросил: „За кого вы Меня почитаете?“, апостол Петр сразу, не раздумывая, сказал: „Ты Христос, Сын Бога Живаго“. За его прямодушие и пылкость Отец Небесный открыл ему истинную сущность Спасителя. Это было первое исповедание, когда человек признал Иисуса Богочеловеком; никто из апостолов до Петра не осмеливался это сделать.

 

В ответ Господь сказал ему: „Ты – Петр [камень], и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее“ (Мф. 16, 18). Этими словами Господь засвидетельствовал, что апостол Петр, а также его последователи — тот фундамент, на котором более 2000 лет зиждется Святая Православная Церковь, основанная Честною Кровию Сына Божия и оживотворяемая Святым Духом, исходящим от Отца Небесного. С первых веков христианства святые, подвижники, отцы и учители Церкви передавали сокровище истинной веры из поколения в поколение, сохранив его до наших дней.

 

Выполнить эту миссию призван каждый православный христианин. Однако следует твердо помнить, что проповедь — это не принуждение. Благовествуя о Спасителе, нельзя превозноситься своими добродетелями, испытывать враждебность по отношению к тем, кому мы проповедуем, морально подавлять их и силой заставлять что-либо делать. При этом мы должны не бояться исповедовать свою веру даже перед лицом опасности, искренно любить Бога и предъявлять к себе требования более строгие, чем мы предъявляем к другим. Поэтому Святое Евангелие говорит, что „много званных, но мало избранных“ (Лк. 14, 24). Господь избирает на это высокое служение тех, кто стремится угождать Ему и живет по Евангельскому закону. Создатель посылает им особую благодать Божию, и в результате этого соработничества воссиял целый сонм подвижников, на котором, как на непоколебимом основании, Святая Православная Церковь будет стоять до скончания веков. По слову Спасителя, все силы ада восстанут на нее, но не смогут одолеть. Нам следует всегда помнить о завете Сына Божия, особенно среди невзгод, и черпать силы из этого источника для борьбы с испытаниями и своим страхом. Ибо „если Бог за нас, то кто против нас?“ (Рим. 8, 31).

 

У апостола Павла была совсем другая судьба. Он получил очень хорошее образование и ревностно соблюдал закон Моисея. Когда после Вознесения Христова и Сошествия Святого Духа на апостолов учение Спасителя начало распространяться, он стал неукротимым гонителем христиан, преследуя их по городам и весям, ибо был уверен, что творит угодное Богу дело. Видя его искреннее стремление к истине, Господь послал ему особое Божественное откровение, когда он направлялся в Дамаск. Христос явился ему в ослепительном свете и спросил: „Савл, почему ты гонишь Меня?“ Господь открыл ему, что Бог един в трех лицах и что Сын Божий — вторая ипостась Святой Троицы — вочеловечился на земле, пострадал за грехи людей, воскрес через три дня и вознесся к Отцу Небесному. Получив такое откровение, апостол Павел стал усердным проповедником Спасителя, которого еврейский народ ожидал тысячи лет. Он уверовал, что Христос, чьих последователей он пытался уничтожить, — Тот Самый Мессия, о Котором предвозвещали пророки.

 

Мужество и рвение апостола Павла не имели границ: он путешествовал по просторам огромной Римской империи, неся благую весть. До наших дней сохранились удивительные послания, где он излагает основы христианства для верующих. Мы часто слышим его богодухновенные слова за богослужениями. Это неиссякаемый кладезь богословия, из которого можно бесконечно черпать Божественную мудрость, если читать вдумчиво, не спеша. Каждое слово Послания содержит глубокие мысли о подвиге Христа, Его величайшем смирении и любви к людям, смысле жизни и многом другом. Апостол Павел наставляет членов христианской общины, а в их лице и всех нас, как жить на земле и спасаться.

 

И апостола Петра, и апостола Павла объединяет то, что оба они удостоились великого откровения от Создателя и были истовыми миссионерами. Поэтому сегодня мы прославляем этих угодников Божиих, как первоверховных апостолов, и берем с них пример.

 

Мы видим, что многие наши современники живут без Бога и отвергают действие Его Промысла. Люди не задумываются о том, что такой причудливый мир, как наш, не мог бы возникнуть случайно. Посмотрите, как сложно устроен человеческий организм, или пчелиный рой, или мир микроорганизмов, или наша Земля с атмосферой вокруг нее. Мы принимаем сложившееся мироустройство как данность, нечто само собой разумеющееся, а ведь на самом деле нас окружает множество чудес, которые свидетельствуют о величии Творца. Это и воздух, которым мы дышим, и солнечный свет, который обогревает землю и расцвечивает мир яркими красками, и ночная тьма, которая приходит на смену дню и дарит нам отдохновение, и вода, которая наполняет не только океаны и реки, но и каждый живой организм. Нас окружают растения, расцветающие весной, а осенью приносящие плоды, и животные, населяющие каждый уголок нашей планеты, даже морские глубины и вечные ледники полюсов Земли.

 

Мы должны постоянно прославлять Бога за чудеса, благодаря которым мы можем жить, за радости, которые утешают нас и придают нам силы, за горести, которые закаляют наш дух и ограждают от греха. О пользе печалей для нашего духовного самосовершенствования апостол Павел пишет в Послании к коринфянам: „И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился… Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен“ (Кор. 12, 7, 10). Вот почему вслед за апостолом Павлом святые благодарили Бога за все случающееся с ними, ибо, по слову Господа, „довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи“ (Кор. 12, 9).

 

Будем же трепетно относиться к Божественным дарам и не растрачивать отпущенное нам время бессмысленно. Каждую минуту нужно оценивать через призму вечной жизни. Следует чаще задавать себе вопросы „Несет ли это мне духовную пользу, или ведет к погибели?“, „Если сегодня предстану пред Высшим Судией, какие добрые плоды принесу Ему?“ В Священном Писании изложены все критерии, которыми мы должны руководствоваться, а жития святых показывают нам, как применять Божественные законы в нашей жизни».

После богослужения митрополит Феодосий осмотрел храм и прилегающую к нему территорию.