14 января, в праздник Обрезания Господня и день памяти свт. Василия Великого, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора митрофорный протоиерей Борис Жабин, ключарь собора протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Виктор Лисюнин, иакон Константин Полозов, диакон Илия Кокорин, диакон Питирим Золотов и диакон Михаил Алферов.
На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.
По окончании Божественной литургии было совершено славление празднику.
В завершение богослужения Его Высокопреосвященство обратился к верующим с архипастырским словом и поздравил присутствующих с праздником Обрезания Господня и днем памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Архипастырь отметил, что сегодня мы вспоминаем, как Дева Мария с праведным Иосифом, согласно иудейскому закону, благочестиво исполнили постановление, которое подобало исполнять в отношении всех младенцев мужского пола.
Тем самым Церковь свидетельствует о том, что Господь является не только истинным Богом, но и истинным Человеком. На протяжении многих столетий от Рождества Христова возвышали голос еретики, которые выражали сомнение в этом. Однако святые отцы на Вселенских Соборах развенчали подобные заблуждения. Согласно учению Святой Православной Церкви, природа Божественная и природа человеческая соединены в Спасителе неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.
Как Человек, Христос неукоснительно исполнял все ветхозаветные предписания. Он также проявлял полное послушание Пресвятой Богородице и праведному Иосифу, пока был ребенком. Сам Спаситель говорит о Себе: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить».
О Божественной природе Иисуса Христа Церковь напоминает нам другим чудесным событием, о котором мы читали сегодня в Святом Евангелии. На праздник Пасхи в возрасте 12 лет Господь вместе с Девой Марией и праведным Иосифом совершил паломничество из Назарета в Иерусалим. Там Он задержался в Иерусалимском храме, чтобы побеседовать с книжниками. Он высказывал такие глубокие мысли, что умудренные жизненным опытом учителя иудейского народа дивились на Него. Их изумляло, что ребенок настолько хорошо знает Священное Писание; мы же понимаем, что в этом проявилось чудесное дарование Божественного Отрока.
Молитвенно вспоминая праздник Обрезания Господня, мы должны не только прославлять Творца, но и научаться тому, как следует исполнять Его закон. Когда Христос вочеловечился, Он принес учение о спасении, объединив Ветхий и Новый Завет. Он говорил Своим последователям, что двумя главнейшими заповедями по-прежнему остаются любовь к Богу и любовь к ближнему. К ним Христос, как Высший Законодатель, добавил новозаветные заповеди блаженства, которые мы слышим за каждым богослужением.
Вспомним первую из них. «Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царствие Небесное», — здесь Спаситель говорит о нищете духовной, первой христианской добродетели. Смиренный человек покоряется Богу и не возносится над окружающими. Себя он почитает за самого недостойного грешника, преисполненного страстей и пороков.
Без смирения человек пренебрежительно и непримиримо относится к другим людям и не может полюбить их, а без любви к ближним, которых видит, человек не способен искренно полюбить Бога, которого не видит. Таким образом, пренебрегая одной добродетелью, человек не может стяжать другие добродетели, именно поэтому с нищеты духовной начинается движение по пути спасения.
Господь Сам подает нам пример глубочайшего смирения, ибо Он подъял на Себя грехи человеческого рода с покорностью воле Бога Отца: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8). И нас Он призывает безропотно нести свой крест и следовать за Ним. Это необходимо прежде всего для нас самих, потому что только так можно наследовать Царствие Небесное. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), — говорит Господь Своим ученикам.
Этому призыву следовали святые. Каждый из них нес свой крест и стремился к духовному совершенству, к стяжанию высшей добродетели — любви, которая уподобляет человека Богу, ибо Бог есть любовь. Поэтому сегодня святые воспевают хвалу Творцу в обителях вечного блаженства, а мы возносим им молитвенные песнопения в храмах.
Сегодня мы совершали память святого Василия Великого, дивного учителя Церкви. Он оставил нам удивительные письменные творения, которые свидетельствуют о том, что он достиг высокой степени духовности.
Святитель Василий Великий составил Божественную литургию, которая совершается 10 раз в году. Такие богодухновенные молитвы мог написать только человек под особым действием благодати Божией, которая даруется в награду за истинно подвижническую жизнь.
Архипастырь поздравил присутствующих также с Новыми 2023 годом, который наступил по старому стилю. Митрополит Феодосий пожелал, чтобы это год был благословенным для всех, чтобы он принес в каждый дом счастье, мир, добро и благополучие.