19 января, в праздник Богоявления, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора ключарь протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Виктор Лисюнин, диакон Константин Полозов, диакон Илия Кокорин, диакон Питирим Золотов и диакон Михаил Алферов.

За богослужением молились советник руководителя области Н.Г. Астафьева, и.о. министра управления образования и науки Тамбовской области Т.П. Котельникова и прихожане.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

По заамвонной молитве глава митрополии совершил великое освящение воды.

По окончании Божественной литургии было совершено праздничное славление.

Митрополит Феодосий обратился к верующим с архипастырским словом и отметил, что сегодня Церковь молитвенно вспоминает, как Господь наш Иисус Христос принял Крещение от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В преддверии этого события Иоанн Креститель проповедовал на реке Иордан, призывая иудеев: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Обладая пророческим даром, великий подвижник знал, что скоро Мессия выйдет на общественное служение, поэтому он готовил своих соотечественников к достойной встрече Спасителя.
На Иордан к Иоанну Предтече приходили креститься люди разных сословий: простолюдины, воины, вельможи. Они вопрошали его, как жить, чтобы угодить Богу. Для всех он находил слова утешения и давал мудрые советы, что сделать, чтобы наследовать Царствие Небесное.
Его Высокопреосвященство обратил также внимание присутствующих, что на Иордане произошло чудесное явление Бога, единого по существу, но троичного в Лицах. В евангельском чтении сказано, что во время Крещения Дух Святой в виде голубя сошел на Христа, и раздался глас Бога Отца с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф. 3, 17). Именно поэтому этот праздник имеет свое второе название — Богоявление.
Догмат о Пресвятой Троице считается основным в христианстве. Когда Господь посылал учеников на проповедь, то повелел им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28, 19). С тех пор, уже 2000 лет, Святая Православная Церковь выполняет эту миссию — совершает таинство Крещения людей во имя Пресвятой Троицы. Каждый христианин прошел через крещальную купель, чтобы войти в ограду церковную и стать частью единого сакрального тела Церкви, Главой которой является Сам Господь.
Спаситель сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18), ибо Сам Господь пребывает в ней. Эти жизнеутверждающие слова должны вселять в нас уверенность, что с Господом мы сможем преодолеть любые искушения. Пребывая в Церкви, мы получаем благодать Святого Духа, которая укрепляет нас и дарует надежду на блаженную вечную жизнь. Все учителя и отцы Церкви, вплоть до новомучеников, пострадавших в XX столетии, говорили о том, что нет спасения вне Церкви.
Нередко мы слышим от наших современников: «Я верую в Бога, но в храм не хожу, у меня Бог в душе». Однако это заблуждение, поскольку, отвергая Церковь, созданную Спасителем, человек отвергает и Того, Кто ее основал. И в этом кроется большая опасность, ибо человеку может казаться, будто он стремится к добру и следует по пути спасения.
Важно напоминать об этом себе и другим и участвовать в церковных таинствах. Величайшее из них – Причащение Святых Христовых Таин. Через него мы соединяемся с нашим Творцом и получаем благодать Святого Духа, чтобы укрепить душу и тело, просветить духовные очи сердца и исполниться мудростью, стяжать добродетели и наследовать Царствие Небесное. Через таинство Покаяния Господь очищает нашу душу от грехов, а Елеосвящение помогает исцелить немощи душевные и телесные. Через Венчание освящается брак, а через Священство на священнослужителя нисходит благодать Святого Духа, чтобы он мог совершать таинства и пасти стадо Христово. Крещение смывает первородный грех, а через Миропомазание человеку подается дар Святого Духа. Таким образом, приступая к таинствам церковным с искренней верой, мы полагаем начало своему спасению.
Его Высокопреосвященство также напомнил, что воду, которую только что освятили, следует сохранять до следующего Богоявления. В течение этого времени можно понемногу принимать ее с молитвой по утрам и окроплять свои жилища, ибо великая агиасма — это великая святыня. При освящении воды в этот день, освящается все водное естество, поэтому некоторые верующие на Крещение окунаются в иордани на реках. Однако следует понимать, что это только благочестивый обычай, который не заменяет участие в церковных таинствах.
Если вы не омылись в иордани, в этом нет греха. Однако если человек желает воцерковиться, он должен принять от священнослужителя Крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И в последующее время ему необходимо посещать храм Божий и молиться Господу о прощении грехов и даровании благодати Святого Духа.
В завершение архипастырь пожелал верующим, чтобы Святая Троица сопутствовала каждому в его жизни, подавая благословение и радость, мир и благополучие.