3 марта, в Неделю о Страшном Суде (мясопустную), митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.

За Литургией митрополит Феодосий рукоположил студентов Тамбовской духовной семинарии диакона Михаила Сергеевича Кулешова в сан иерея, Олега Валентиновича Толстых в сан диакона.

В завершение богослужения Его Высокопреосвященство обратился к прихожанам с архипастырским словом.

За неделю до начала Великого поста Святая Православная Церковь вспоминает о грядущем Страшном Суде, на который будут призваны все люди, жившие на земле со времени основания мира. Евангельское чтение ярко живописует нам грандиозную картину Судного дня, которой в разное время вдохновлялись многие художники и писатели. Читая о Страшном Суде в Священном Писании, взирая на величественные картины и фрески, созданные живописцами, мы не можем не трепетать от сознания грядущей неизбежности расплаты за каждый наш поступок.

В действительности людям не открыто в полной мере, что им предстоит пережить, когда они предстанут перед Высшим Судией. Мы можем составить себе лишь приблизительное представление об этом, читая Священное Писание и свидетельства святых угодников Божиих, которым Творец приоткрыл тайны кончины мира.

Евангелие повествует, как Господь нелицеприятно поставляет одних по правую, а других по левую сторону от Себя. Грешникам он выносит наказание за все их безнравственные и порочные поступки, которые они совершали в течение всей своей жизни, а праведники, которые жили свято на земле, получают благословение Божие.

За что же Господь будет судить человека? Не за социальное положение, какое он занимал при жизни, не за земные достижения и ученые степени — одним словом, не за то, что с человеческой точки зрения считается успехами. Господь будет судить нас за то, что мы сделали для души и для ее спасения. Духовные достижения — это не богатство и почести, это человечность, отзывчивость, сострадание, милосердие и любовь к людям.

Тех, кто стоит по правую руку от Творца, и тех, кто находится по левую, Создатель судит по одним и тем же критериям. Господь вопрошает: «Что вы сделали для страждущих, которым была необходима ваша помощь, которые голодали, жаждали, находились в темнице? Проявили ли вы сердечность и великодушие к ним, отозвалось ли ваше сердце на их боль? Что шевельнулось в вашей душе, когда вы увидели человека в беде?» На Страшном Суде мы должны будем ответить Спасителю, как распорядились своей жизнью: смогли ли очистить сердце от грехов, наполнить его милосердием, отзывчивостью и любовью, или, напротив, собрали в себе все отрицательные качества, которые не позволяют нам войти в Царство Небесное? И в зависимости от этих ответов Господь назначит каждому воздаяние.

Однако, когда перед нашим духовным взором восстают картины Страшного Суда, мы не можем не вспомнить и другие слова, которые знаем из Священном Писании: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Святой апостол Иоанн Богослов ставит знак равенства между Богом и любовью, потому что любовь — это сущность Бога, и в этом смысле мы с вам не должны страшиться последнего Суда.

Если мы живем с Богом, если проявляем любовь к людям, если выполняем все, о чем будет спрашивать Господь, то следует не страшиться Страшного Суда, а радоваться тому, что в этот день восторжествует правда Божия, что каждый получит то, что заслужил всей своей жизнью, что над диаволом одержана окончательная победа и злу на земле положен конец. Святые отцы обещают нам, что праведники, которые выполнили заповеди Божии, будут вечно пребывать в любви Божией и ликовать. Страх же и трепет останутся тем, кто на земле отвергли Бога, вели жизнь греховную, были жестоки к ближним и не молили Спасителя о прощении.

Однако это не означает, что Бог изменил своей сущности, что Он перестал быть любовью. В справедливом воздаянии не Господь проявляет к нам гнев Свой, а мы сами уклонились от Божественной любви непочитанием заповедей Божиих. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня», — говорит Господь (Ин. 14, 21). А если мы не исполняли заповеди Его, значит, Бога не любили, так как же нам надеяться на то, чтобы оказаться вместе с праведниками на Суде?

Поэтому созерцая картину кончины мира, мы должны вновь и вновь через призму вечности оценить каждый свой поступок, каждое слово, даже каждую мысль, потому что и она известна Господу. Мы должны взвесить каждое свое деяние по отношению к Богу, к своей совести и к ближним, чтобы понять, благое оно или греховное. И задумываться об этом нужно не только на пороге смертном, но в течение всей нашей жизни. Следует поступать так, чтобы нам не было стыдно за каждый прожитый день, и постоянно помнить, что следующее утро для нас может не наступить. На исходе каждого дня мы должны спрашивать свою совесть, примирились ли мы с людьми и с Богом и готовы ли предстать перед нашим Создателем.

Такое настроение, такое отношение к дару жизни, который мы получили от Бога, нужно иметь постоянно. Ведь как только мы начинаем отвлекаться на повседневные заботы, мирская суета затмевает наш духовный взор, уводит от постоянного пребывания с Богом, и уже ничто не может уберечь нас от ошибок, порой непоправимых. Однако и тогда Господь не оставляет свое творение на произвол судьбы.  Он даровал нам таинство Покаяния, через которое мы можем очистить наше сердце и снова обратиться к Богу. Таким образом, не только воспоминание картины Страшного Суда должно жить в нашем сердце, удерживая нас от греха, но также осознание того, что Христос родился на земле и пролил Свою кровь на Голгофе ради каждого из нас, что свидетельствует о безграничной любви Божией к своей творению.

Его Высокопреосвященство пожелал всем собравшимся, чтобы Господь послал силы духовные и телесные, чтобы Он всегда помогал во всех делах, чтобы достойно пройти жизненный путь и наследовать Царство Небесное. Митрополит Феодосий также поздравил отца Михаила, возведенного в этот день в сан священника, и отца Олега, рукоположенного во диакона. Архипастырь пожелал священнослужителям, чтобы Господь особенно укреплял их, ибо они стали служителями алтаря Господня, куда всегда следует вступать с чистой совестью и где особенно должна проявляться горячая любовь к Богу и ближним.