26 марта, в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора: митрофорный протоиерей Борис Жабин, ключарь протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Игорь Груданов, протоиерей Анатолий Иванишин, протоиерей Владимир Сергунин, диакон Константин Полозов и диакон Илия Кокорин.

К празднику Святой Пасхи патриарших наград были удостоены: протоиерей Андрей Махоренко правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни, протоиерей Игорь Груданов, протоиерей Анатолий Иванишин и протоиерей Владимир Сергунин правом ношения наперсного креста с украшениями.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

В завершение богослужения глава Тамбовской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом.

Митрополит Феодосий отметил, что эту Неделю Великого поста Святая Православная Церковь посвятила святому преподобному Иоанну Лествичнику, учителю молитвы, покаяния и духовного совершенствования. Наверно, почти каждому православному христианину известен его труд — «Лествица», где он описывает, какие страсти обуревают человека и как он должен их преодолевать, поднимаясь по лествице добродетелей от земли к небу.

Великий пост — дивное время для борьбы с грехами и исправления жизни. В храмах Божиих на богослужениях звучат проникновенные слова особых покаянных молитв, в которых православные христиане испрашивают прощения у Господа и помощи для избавления от страстей и пороков. «Нет человека, иже поживет и не согрешит», однако важно, чтобы мы осознали свои грехи, отреклись от них и стремились исполнять правду Божию и противостоять силам зла. Лукавый всегда воюет против людей, но, как предупреждают нас святые отцы, особенно восстает, если мы начинаем сугубо заботиться о своей духовной жизни: уделяем больше внимания молитве, постимся и каемся, стараемся быть терпеливее и милосерднее к нашим ближним. Каждый наш благой поступок глубоко противен диаволу, поэтому он проявляет еще более изощренное коварство, еще активнее творит неправду и беззаконие, клевещет и лжет, чтобы вновь уловить человека в тенеты греха и поработить своей злой воле.

Сегодня мы слышали в Евангелии, как ко Христу подошел человек и сказал, что его сын беснуется, причиняя боль себе и окружающим. Диавол настолько подчинил юношу себе, что он не мог управлять собой. Беснование началось еще с детства, как повествует евангелист, и можно только догадываться, сколько горя оно принесло его родным. Сердцеведец Господь, видя страдание людей, проявил к ним милосердие и изгнал злую силу из несчастного. Отцу же юноши Спаситель сказал, что этот бесовский род изгоняется постом и молитвой. Вот настолько велика их сила, и вот почему они имеют такое значение для духовной жизни православного христианина.

Некоторые люди ошибочно утверждают, что можно не поститься и в храм не ходить, достаточно в душе верить в Бога. Однако Сам Спаситель свидетельствует, что пост и молитва — единственный способ для человека побороть злую силу. Истинный пост заключается не только в отказе от скоромной пищи, но, прежде всего, в воздержании й плоти от пороков и обуздании своеволия и эгоизма, ибо, по слову Спасителя, «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15, 11). На каждый наш поступок, помысел, чувство мы должны смотреть через призму вечности, тогда вовремя заметим, как наше сердце начинает наполняться неправдой, злом, лукавством, завистью, гневом.

Эти грехи настолько часто сопутствуют нам в повседневной жизни, что мы не обращаем на них внимание. Мы считаем их естественными реакциями на внешние события, и в этом заключается огромная духовная опасность для нас. Значит, наша душа спит, и совесть не обличает ее. Чтобы этого избежать, необходимо внимательно читать Священное Писание и соизмерять свои шаги с глаголами вечной жизни, которые оставил нам Сын Божий.

В сегодняшнем евангельском чтении следует также обратить внимание на слова Спасителя: «О род неверный, до каких пор я буду с вами, до каких пор я буду терпеть вас» (Мф. 17, 17). Сказав это, Христос обличил многих своих современников, которые приступали к Нему с просьбами о помощи, о чудесах, об исцелении слепых, хромых, прокаженных, расслабленных, бесноватых, но, когда получали просимое, забывали о Господе. Вспомним, что, когда Христа мучили и распинали, практически никого из исцеленных рядом с Ним не оказалось.

Не поступаем ли и мы подобным образом? Когда внешне все благополучно, у нас нет времени пойти в храм, мы охладеваем к молитве и расслабленно следим за своей духовной жизнью. Однако, когда с нами случается беда, мы стремимся в храм, вопрошаем Бога, за что нас постигло такое несчастье, отчаянно взываем о помощи и, если не получаем просимое или получаем его как-то иначе, начинаем обижаться и роптать. Однако важно в любое время нашей жизни быть со Спасителем. Что это значит? Регулярно участвовать в храмовых богослужениях и церковных таинствах, молиться келейно и читать Священное Писание, соблюдать посты и творить дела милосердия, каяться в грехах и бороться со своими страстями, благодарить Бога за все и со смирением относиться к окружающим. Все это постоянно должно наполнять нашу жизнь, а не только, когда нам плохо, и тогда мы будем приближаться к Господу, Который явил Свою Божественную любовь к нам на Кресте.

Сегодняшнее евангельское чтение призывает нас еще раз задуматься о том, как мы живем. Не вспоминаем ли мы о Боге, только когда нам нужно решить какие-то насущные проблемы? Вопросите свою совесть и дайте себе искренний ответ. Если вы поймете, что поступаете так, и положите твердое намерение исправиться, значит, вы встали на узкий путь спасения. Тогда Господь поспешит вам навстречу и пошлет благодать Святого Духа, чтобы укрепить духовные силы.

В завершение Его Высокопреосвященство пожелал верующим, чтобы Господь дал силы достойно проходить поприще Великого поста, чтобы покаяние было искренним, а молитва — теплой и сердечной.

Это интересно