12 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора: митрофорный протоиерей Борис Жабин, ключарь собора протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Виктор Лисюнин, диакон Константин Полозов, диакон Илия Кокорин и диакон Питирим Золотов.
На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.
В завершение богослужения глава Тамбовской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом.
В Неделю вторую Великого поста мы собрались в храме, чтобы возблагодарить Бога за милости, которые Он дарует нам по любви к своему творению. Господь создает все условия для нашего исправления и ниспосылает благодать Святого Духа, чтобы она помогала нам следовать по пути спасения. Уповая только на себя, без Божественной поддержки мы не можем приблизиться к Богу. Конечно, мы тоже должны проявлять усилия и искреннее стремление спастись, ибо Господь говорит в Евангелии, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Однако спасение души совершается в соработничестве человека с Богом, творения со Творцом.
Господь всегда будет нам помогать и сопутствовать, если мы будем очищать свое сердце покаянием и молитвенно взывать к Спасителю. Как говорит святой псалмопевец Давид, «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). С укрепляющей благодатью Святого Духа мы сможем противостоять все козням диавола, ибо она способна преобразить человека. Об этом свидетельствует святитель Григорий Палама, которого сегодня вспоминает Святая Православная Церковь. Святитель Григорий подвизался на Афоне и описал подвижническую жизнь отцов в афонских монастырях. Непрестанно пребывая в умной молитве и аскетических подвигах, они стяжали сугубую благодать Святого Духа и просветились всем своим существом подобно тому, как просветился Господь на горе Фаворе. Как ангелы, они излучали Божественный свет, которым их наполнил Господь.
Такого преображения и святости может достичь любой христианин, если приложит труд. Более того все чада Святой Православной Церкви призваны к этому. Отличие людей, которых уже во время земной жизни осиял Фаворский свет, заключается лишь в том, что они искренно стремились к спасению. В нас же нет такой целеустремленности, мы привыкли потакать своим слабостям и легко подпадаем под влияние греховных веяний века сего. Суета, леность, стремление к комфорту поглощают наше время и наши помыслы, и мы сами не замечаем, как оказываемся порабощены страстями, которые внушаются нам диаволом. Обуреваемые ими, мы служим врагу рода человеческого и лишаем себя Божественной благодати.
Однако даже тогда Господь не оставляет нас, а ждет нашего раскаяния и исправления. Он даровал нам свободную волю, поэтому не может насильно наставить нас на путь спасения. Мы должны добровольно проявить желание избавиться от страстей и снова обрести Бога. Увидев наше произволение, Отец наш Небесный устремляется к нам, как поспешил навстречу блудному сыну отец из евангельской притчи.
О том, как много зависит от нашей доброй воли и искренней веры, свидетельствует сегодняшнее евангельское чтение. Мы слышали, как Господь исцелил человека, который был разбит параличом и не мог двигаться самостоятельно. В тот день Спаситель проповедовал в одном из домов в Капернауме. Вокруг Него теснилось множество народа, желающих Его послушать, поэтому к Христу трудно было подойти даже здоровому человеку, не говоря уже о том, чтобы пронести сквозь плотную толпу носилки, на которых лежал парализованный человек.
Возможно, друзья расслабленного попытались это сделать, чтобы Господь облегчил его страдания. Однако, скорее всего, они не встретили сочувствия со стороны, вероятно, их даже осуждали, потому что они невольно толкали других. Мы вполне можем предположить такую реакцию людей в толпе, поскольку она характерна для человеческой природы. Эгоизм часто руководит нашими поступками: мы привыкли думать в первую очередь о себе, а не о наших ближних. Поэтому даже если они нуждаются в помощи, мы ропщем, что они отнимают наше время, мешают и досаждают нам, когда мы заняты другими важными и неотложными делами. Например, нередко в храме мы видим людей, которые пришли сюда в первый раз и не знают, как правильно вести себя. Вместо того чтобы помочь такому человеку, мы его осуждаем и одергиваем, и он начинает испытывать еще большее смятение. Из-за нашей резкости и даже грубости он может в следующий раз не прийти в храм. Очень важно чутко реагировать на нужды ближних и вовремя проявлять сострадание, когда появляется такая возможность.
Вот как сделали это друзья расслабленного, которые не остались равнодушными к его несчастью. Они постарались сделать все возможное, чтобы помочь ему в такой, казалось бы, безвыходной ситуации. Они не только принесли одр с больным к дому, где проповедовал Спаситель, но даже тогда, когда не смогли пронести его через толпу, поднялись на кровлю и разобрали ее. На их счастье, крыша восточного дома была не такая прочная, как в более северных регионах. В теплых странах дома часто накрыты легким материалом, например камышом. Через кровлю друзья расслабленного спустили носилки к ногам Христа.
Господь, видя такое усердие и сострадание, по их вере отпустил грехи расслабленному, тем самым исцелив и его душу, и тело. Это чудо, с одной стороны, свидетельствует, что состояние нашего тела часто зависит от состояния души, и порой болезни попускаются человеку, чтобы очистить душу от грехов. Поэтому, когда нас посещают недуги, следует особенно внимательно испытать свою совесть, в чем мы можем нарушать Божественный закон, и постараться это исправить. Обращаясь к врачам и принимая назначенное лечение, нужно также для исцеления души не забывать прибегать к церковным таинствам: Покаянию, Евхаристии и Соборованию. С другой стороны, это событие еще раз показывает, что Господь — Владыка душ и телес наших, Которому подвластно и отпускать грехи, и исцелять тела, и даже воскрешать мертвых.
Однако книжники и фарисеи, которые в числе других стали свидетелями того, как недвижимый человек встал и на своих ногах пошел домой, не увидели в этом чуда. Они были настолько духовно слепы, что стали осуждать Христа за совершенное Им исцеление. Их возмутило, что Спаситель отпустил грехи расслабленному и сказал об этом во всеуслышание. И хотя Господь мог бы сказать: «Встань и ходи», но Он сказал именно: «Прощаются тебе грехи», чтобы мы знали, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф. 9, 6), ибо для того Он и пришел в мир, чтобы спасти человечество от греха, проклятия и смерти духовной.
Это евангельское повествование также научает нас, как важно молиться за наших ближних. Ведь Господь отпустил грехи расслабленного по вере его друзей. Так и мы должны молиться друг за друга, потому что все мы единое тело Церкви, Глава которой Христос. Взаимные молитвы укрепляют нас в нашей вере, споспешествуют нам следовать путем спасения, утешают в испытаниях, помогают противостоять искушениям. Господь слышит их и, если видит их искренность, исполняет просимое.
В завершение митрополит Феодосий пожелал верующим, чтобы Господь укреплял их духовно и телесно на поприще Святой Четыредесятницы.