23 октября митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий возглавил торжества по случаю престольного праздника в Архиерейском подворье – храме преподобного Амвросия Оптинского в городе Тамбове.

За Божественной литургией Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма митрофорный протоиерей Владимир Кленин, клирик храма священник Антоний Лозовский, а также клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора протоиерей Андрей Махоренко, диакон Константин Полозов, диакон Илия Кокорин и диакон Даниил Мамонтов.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

По окончании Божественной литургии было совершено торжественное славление.

В завершение богослужения митрополит Феодосий обратился к верующим с архипастырским словом и поздравлением. Его Высокопреосвященство сообщил, что сегодня прихожане отмечают престольный праздник этого храма, который освящен в честь преподобного Амвросия Оптинского. И это закономерно, потому что Тамбовская епархия тесно связана с жизнь Оптинского подвижника. Он родился на Тамбовской земле, неподалеку от областного центра. В честь этого на его малой родине – в селе Большая Липовица – на месте разрушенного храма был возведен новый дом молитвы, также освященный в честь подвижника. Преподобный Амвросий учился, а затем преподавал в Тамбовской духовной семинарии, которая до сих пор находится в городе Тамбове.

Мы почитаем угодника Божия, потому что он презрел земные блага и вселился в Оптину пустынь, устремив все помыслы и движения души на службу Богу. Мы должны следовать его примеру в том, как трепетно он относился к тому ограниченному периоду времени, который мы называем земной жизнью. Он не желал распылять ее на временные, преходящие заботы, которыми мы наполняем свою жизнь, подменяя суетой ее высший смысл. Подвижник прекрасно осознавал, что сокровища земные — прах и тлен и не имеют никакого значения для нашего вечного спасения. Он не стремился ни к власти, ни к почестям, ни к богатству, однако обрел райский венец и наследовал небесные обители. И он призывает к этому нас своими подвигами и трудами, своим эпистолярным наследием, которое сохранилось до наших дней.

В письмах он говорит о том, что Господь – неиссякаемый чистый источник, который течет в жизнь вечную. Святое Евангелие – неистощимый кладезь мудрости, духовности, истины, в котором изложена правда Божия. Христос оставил его для всех нас, только не каждый прибегает к нему. Для преподобного же Амвросия Евангелие стала руководством к действию, инструкцией, как вверить всего себя в руце Божии и получить сугубую милость от Творца. Если мы будем поступать по его примеру, тогда тоже сможем стяжать благодать Святого Духа. Человеку, который живет по вере и уповает на Создателя, Господь посылает насущный хлеб и все необходимое для земной жизни, а по ее окончании дарует вечное блаженство. Однако для этого мы должны выразить свое стремление, свою готовность пойти навстречу Господу, «избрать благую часть, единую на потребу» (Лк. 10, 38).

К сожалению, в наше время немало наших соотечественников пренебрегают, отвергают и даже глумятся над Евангельским законом, установленным Творцом. Это сознательное противление воле Божией может привести к вечной гибели души. Такой человек является слугой диавола и ничего не способен созидать. Поэтому от нас, если мы имеем веру и надежду на Бога, во многом зависит не только наша судьба, но и участь наших ближних. Мы должны быть миссионерами в современном обществе, словом и делом доносить евангельские истины, чтобы, прикоснувшись к ним, люди отвернулись от врага рода человеческого. Чтобы нести такой подвиг, необязательно уходить в монастырь и принимать монашеский постриг. Это может делать каждый из нас в своей повседневной жизни, если будет вести ее в соответствии с Божественными заповедями и со смирением принимать испытания и трудности, с которыми приходится сталкиваться.

Архипастырь также напомнил прихожанам о сегодняшнем евангельском чтении, которое рассказало нам о воскрешении сына Наинской вдовы. Когда Спаситель вошел в город, Он увидел траурную процессию. Женщина хоронила своего единственного сына, и горе переполняло ее сердце. Она уже пережила одну тяжелую потерю, ибо была вдовой, о чем сообщает нам Евангелие. Теперь ее постигла другая беда – умер сын, ее последняя надежда. Для родителей ранняя кончина их детей всегда великая скорбь. Кроме того, в то время не существовало социальных служб, пенсий и льгот, которые помогли бы людям в преклонном возрасте обеспечить себя. Если у них не было близких родственников, кто мог бы позаботиться о них в старости, они были обречены на нищенское существование. Такая же участь ожидала и несчастную вдову.

Сердцеведец Господь сразу прозрел боль утраты этой женщины, и только Ему было под силу даровать ей утешение. Он не спрашивает, что случилось, какова ее вера, сомневается ли она в том, что Спаситель способен воскресить ее сына. Он лишь сказал ей «Не плачь!» и совершил это великое чудо. Евангелист сообщает, что отрок начал сразу разговаривать с окружающими, которые были глубоко потрясены, ибо они ничего подобного не видели.

Это евангельское повествования еще раз подтверждает, что Милосердный Господь подает нам все необходимое для наших души и тела. Он исцелил кровоточащее сердце вдовы, претворил горе в радость, и при этом устроил все так, что теперь ей не нужно бояться одинокой бедной старости.

Одновременно с этим евангелист нигде не упоминает, что люди, ставшие свидетелями чуда, воздали благодарение Богу. Такое поведение характерно для человека, в том числе для нас. Мы не устаем роптать, когда с нами происходит что-то неприятное, когда мы теряем кого-то близкого или что-то важное для нас. Когда же что-то получаем по молитвам к Богу, то не находим слов, чтобы поблагодарить нашего Небесного Отца. Более того мы даже можем не осознавать, что все устроилось по Промыслу Божию, что это чудо, сотворенное для нас Господом, и считаем произошедшее совпадением, счастливым случаем. Важно, причем прежде всего для нашей души, не проходить мимо явного проявления милосердия Божия, которое Творец оказывает нам.

Мы также должны не забывать благодарить других людей, которые помогают нам, и сами стараться откликаться на просьбы нуждающихся. Как сказал Спаситель, «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Помогая ближним, мы и сами спасаемся, и способствуем спасению других людей.

В завершение Его Высокопреосвященство пожелал, чтобы по молитвам преподобного Амвросия Господь укрепил нашу веру, надежду и любовь. Архипастырь также призвал верующих обратиться к духовному наследию Оптинского старца, чтобы лучше понять, как достичь святости и наследовать Царствие Небесное.

Поделиться