11 сентября, в день памяти Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную Литургию в Иоанно-Предтеченском храме Казанского мужского монастыря города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики и насельники монастыря в священном сане: иеромонах Никон Ламонов, священник Виталий Щербаков, священник Питирим Золотов,  иеродиакон Савватий (Никитин), а также клирик Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова диакон Даниил Лопухов.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения исполнил хор студентов Тамбовской духовной семинарии под управлением диакона Илии Кокорина.

По запричастном стихе первый проректор Тамбовской духовной семинарии священник Виталий Щербаков огласил Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости.

По отпусте Его Высокопреосвященство в сослужении духовенства совершил Молебное пение о страждущих недугом винопития, которое ежегодно совершается в День трезвости в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи.

По окончании богослужения глава митрополии поприветствовал всех прихожан с великим праздником Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Сегодня Святая Православная Церковь вспоминает трагическое событие — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Когда мы слышали об этом в евангельском чтении, то не могли не содрогнуться от той несправедливости, которая свершилась.

Царь Ирод предал дивного пророка и Божиего человека, которого он почитал, с радостью внимая мудрым словам подвижника. Они неоднократно встречались и беседовали, поэтому правитель знал, что Иоанн не преступник, а молитвенник и пустынник, проповедовавший народу слово Божие.

Как пророк, Иоанн Креститель ревностно нес свою миссию — обличать пороки общества. Он смело указывал на ошибки и греховные поступки современников, невзирая на положение, которые они занимали в обществе. Когда царь Ирод нарушил закон, взяв в жены жену своего брата, пророк открыто заявил об этом.

Иродиада затаила злобу на Иоанна Крестителя и замышляла его убить, но правитель до поры до времени заступался за него. Однако коварная женщина нашла возможность достичь своей нечестивой цели, когда Ирод устроил для свиты пир с обильными возлияниями и плясками. Упившись вином, он пообещал дочери Иродиады отдать ей все, что она захочет, даже до полцарства, потому что она угодила ему. Неискушенная девица не знала, что попросить, и обратилась к матери за помощью. Пылая ненавистью, Иродиада посоветовала дочери потребовать голову Иоанна Крестителя.

Услышав просьбу девицы, Ирод не захотел отказаться от своих опрометчивых слов. Из-за ложного стыда перед гостями пира, которые слышали его обещание, он решился совершить убийство великого пророка. Правитель послал в темницу, где томился Иоанн Креститель, своего служителя. Отсеченную голову пророка царь Ирод преподнес на блюде девице, которая отнесла страшный дар матери.

Это евангельское повествование многому научает нас. Мы должны постоянно вопрошать свою совесть, как относимся к другим людям, особенно к тем, кто нам доверяют. Когда работник обманывает своего коллегу или клевещет на него, он предает своего ближнего. Когда муж изменяет жене, он нарушает клятву, которую дает, когда вступает в брак. Когда мы проходим мимо слабого, которого обижают, или молчим, когда осуждают невиновного, мы тоже совершаем предательство. Таких примеров в жизни можно найти много.

Если наша совесть обличит нас, очень важно принести покаяние, ибо, совершая проступки против ближних, мы отдаляемся от Бога. Осознание греха ведет к раскаянию, которое следует подкреплять делами. Мы должны попросить прощения у наших ближних, чтобы они не испытывали к нам неприязнь, которая может превратиться в ненависть. Необходимо также постараться исправить вред, причиненный нашим проступком другим людям.

Сегодня мы также возносили молитвы, чтобы Господь избавил наших современников от страсти винопития. Под ее влиянием человек легко решается на предательство. В семьях, где один из супругов начинает пить, нарушается гармония в отношениях, происходят постоянные конфликты, ухудшается благосостояние. Человек, подверженный страсти винопития, становится обузой для семьи и коллектива; часто от него хотят избавиться, потому что он — корень неразрешимых проблем для окружающих. Под ее влиянием он уже не может адекватно оценивать свое состояние. Он не осознает, что причиняет другим людям боль, что постоянно предает своих родителей, супруга или супругу, детей, друзей, коллег.

Все его стремления направлены на служение этой страсти: он беспечно предается распутству, а порой совершает преступление, как мы видим на примере царя Ирода. Иудейский правитель так же бездумно предавался увеселениям, которые привели его к убийству безвинного человека. Более того его жертвой стал Предтеча Господень Иоанн, чья миссия была подготовить людей ко встрече Мессии.

Вспомним, что проповедь Иоанна Крестителя на Иордане началась словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Он крестил Самого Спасителя и во время свершения этого таинства стал свидетелем явления всех трех ипостасей Пресвятой Троицы. При этом пророк говорил, что недостоин развязать ремень на обуви Спасителя, что грядет Тот, Кто больше его. Его слова свидетельствуют о величайшем смирении подвижника и преданности Творцу. Даже несправедливую смерть он встретил с радостью, потому что принимал все испытания как волю Господа.

Таких людей, которые непоколебимо верят Ему, Создатель духовно укрепляет и помогает им переносить страдания. Святые всегда благодарили Господа за посланные испытания, считая их необходимыми, чтобы очистить грехи и закалить дух. И наоборот, если святых не постигали искушения и напасти, они молили, чтобы Господь посетил их и сподобил понести труды во имя Его.

Его Высокопреосвященство выразил надежду, что Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн в сонме святых молится о каждом православном христианине, о Казанском монастыре и его насельниках, о Тамбовской духовной семинарии, ее преподавателях и студентах, которые учатся здесь под его покровом. Архипастырь также призвал просить угодника Божия, чтобы он укреплял нас на пути крестоношения, и чаще вспомнить слова Спаситель, «Меня гнали и вас будут гнать» (Ин. 15, 20), но блаженны безропотно принявшие свой крест и с благодарностью пострадавшие за имя Божие, ибо велика их награда на небесах.