Слава в вышних Богу и на земли мир! Днесь восприемлет Вифлеем Сидящего присно со Отцем … (стихира на утрени Рождества Христова)
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри!
Досточтимые пастыри, иноки и инокини!
Боголюбивые братья и сестры!
С великой радостью и духовным трепетом мы встречаем сегодня праздник Рождества Христова и видим «таинство странное <…> и преславное: небо, вертеп; престол Херувимский, Деву; ясли, вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог». От всего сердца мы величаем и прославляем Сына Божия, родившегося в Вифлееме, о котором за семь веков до этого события пророк Михей возвестил: «И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2).
Во исполнение этого древнего пророчества Сын Божий «явился во плоти» (1 Тим. 3, 16) и стал человеком, подобным нам «во всем, кроме греха» (Евр. 4, 15). Ныне «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1, 14), и мы духовными очами можем созерцать это величайшее чудо и ощущать его всем своим существом. Прежде сокровенное и неведомое даже ангелам таинство становится реальностью и объединяет в священном ликовании мир небесный и мир земной. Святая Православная Церковь призывает всех людей возрадоваться этому событию так, как радовались ему Пресвятая Дева Мария, праведный Иосиф Обручник, ангелы и пастухи. Святитель Григорий Богослов восклицает: «Христос рождается – славьте! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле – возноситесь! «Воспойте Господу, вся земля!» (Пс. 95, 1)».
Апостол Павел в Послании к Галатам разъясняет, в чем состоит суть нашей рождественской радости: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. <…> Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4; 4–5, 7). Таким образом, соделавшись наследниками Божиими, мы получили самое ценное сокровище – возможность войти в Царство Небесное! Боговоплощение свидетельствует о безмерной любви Божией к человеку. Творец не мог допустить того, чтобы грех прародителей и лукавое искушение змия навсегда удалили от Него человека. Сын Божий становится человеком, чтобы спасти Свое создание, чтобы исцелить искаженный грехом образ Божий и вернуть ему райскую красоту и блаженство. Через непостижимую тайну Боговоплощения мы получили усыновление Небесному Отцу и стали «причастниками Божественного естества» (2 Пет. 1, 4), соединились в едином теле Церкви Христовой, обогатились неоскудевающей благодатью Божией. «Мы получили от благодати, – свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, – не столько, сколько нам было нужно лишь для упразднения греха, но гораздо больше. Ведь мы и от наказания избавились, и всяческого зла совлеклись, и родились свыше, и воскресли, предав при этом погребению ветхого человека, и были искуплены, и освятились, и к усыновлению вознеслись, и оправдание получили, и стали братьями Единородному, Его сонаследниками и сотелесными с Ним, входим в состав Его тела и, как тело с главой, соединяемся с Ним».
Своим Рождеством Христос принес радость и утешение каждому верующему сердцу. Но и от нас зависит, в какой мере мы сможем воспринять ту благодать, которую дарит этот спасительный праздник. «Уцеломудрим <…> сердца наши, – призывает святитель Амвросий Медиоланский, – очистим совесть, освятим дух, и в чистоте и непорочности станем встречать пришествие всесвятаго Господа, дабы день рождения Того, Кто родился от Пречистой Девы, празднуем был непорочными Его рабами. Кто же является в оный день нечистым и оскверненным, тот не чтит Рождества Христова, – тот хотя телом и присутствует при торжестве Господнем, но духом своим далек от Спасителя».
В праздник Рождества Христова мы особенно ощущаем сияние Божественного «Солнца Правды» во всей премудро устроенной Вселенной, в установленных Богом законах, по которым существует необъятный космос. Тот, Кто над всей природой, Кто является источником жизни, ее содержанием и целью, пришел в мир, «смирив себя» (Флп. 2, 8), «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 7). Родившись в убогой Вифлеемской пещере, Христос Своим последователям дал удивительный пример кротости, смирения и послушания Богу. Он для всех установил непреложный и верный закон духовной жизни и совершенства.
Для многих из нас минувший год был непростым, но мы призваны принимать все испытания с верой и надеждой на помощь Божию. Святитель Тихон, Патриарх Московский, в очень тяжелое для Церкви время говорил: «Вы знаете, в чем заключается наше спасение. Спасение – в Церкви Божией, в вере нашей в Бога. Она только может нас спасти и избавить от тех несчастий, которые всюду облегают нас». Как бы трудно ни было, нам следует помнить, что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38–39).
Дорогие архипастыри, пастыри, иноки и инокини, братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с мироспасительным праздником Рождества Христова и желаю, чтобы любовь Бога к человеку, явленная в Боговоплощении, подвигла нас к ответной деятельной любви ко Христу и ближним. Аминь!
МИТРОПОЛИТ ТАМБОВСКИЙ И РАССКАЗОВСКИЙ
Рождество Христово
2021/2022 г.
г. Тамбов