14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий возглавил торжества по случаю престольного праздника в Покровском соборе города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики Покровского собора настоятель священник Георгий Бородин, священник Александр Митянин, клирики Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова протоиерей Андрей Махоренко, диакон Константин Полозов, диакон Илия Кокорин и диакон Даниил Мамонтов, а также клирик Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря г. Пскова иеромонах Александр (Анисимов).

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

За богослужением молились советник руководителя Тамбовской области Н.Г. Астафьева и прихожане.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.А. Любимской.

По окончании Божественной литургии было совершено торжественное славление.

В завершение богослужения митрополит Феодосий обратился к верующим с архипастырским словом и поздравлением.

Сегодня мы отмечаем престольный праздник этого небольшого тамбовского храма, который освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В годы гонений он избежал полного уничтожения. Долгое время после Великой Отечественной войны он был кафедральным собором Тамбовской епархии и единственным храмом в городе Тамбове. Здесь совершал богослужения святитель Лука (Войно-Ясенецкий), когда в течение двух лет возглавлял Тамбовскую епархию. Именно этот угодник Божий пригласил тамбовских умельцев, чтобы они привели запущенный храм в порядок и подготовили его для освящения. В Покровском соборе совершались четыре Божественные литургии: в нижнем и верхнем храмах на основных и приставных престолах. Во множестве сюда стремились верующие, и он не мог вместить всех желающих. Летом при стечении народа в таком небольшом помещении становилось очень душно, поэтому рядом всегда дежурила машина скорой помощи.

Когда архиепископ Лука был направлен в другую епархию, последующие архипастыри и священнослужители, которые вернулись из ссылок, также здесь служили и возрождали духовную жизнь в условиях гонений. Современному поколению сейчас сложно представить, насколько это было тяжело. Однако наши отцы и деды возлагали свое упование на Царицу Небесную. Сегодня мы являемся продолжателями их трудов в Тамбовской митрополии. Благодарение Богу и Божией Матери, что мы можем совершать богослужения и участвовать в церковных таинствах, воспитывать детей в традиционной православной культуре, возвращать православные святыни и восстанавливать храмы. В настоящее время областном центре действуют уже 20 храмов.

Сегодня мы прославляем Заступницу Усердную рода христианского, Которая хранит Святую Православную Церковь на протяжении многих веков, и вспоминаем одно из таких событий. Оно произошло в X столетии в Константинополе (сейчас это Стамбул). Более десяти веков назад сарацины осадили великий христианский город, и у защитников исчезла последняя надежда, что они смогут одержать победу или хотя бы спасти свою жизнь. Жители Константинополя собрались в храме и молились Пресвятой Богородицы, чтобы Она избавила их от нашествия иноплеменников и от порабощения. Эти молитвы были настолько теплыми и искренними, что Божия Матерь спасла жителей Константинополя. Во время богослужения Она Сама присутствовала в храме, и это засвидетельствовал святой блаженный Андрей. Он видел, как Царица Небесная простерла Свой омофор над молящимися.

Мы должны помнить, что Царица Небесная не оставляет тех, кто приносит искреннее раскаяние и возносит Ей сердечные молитвы. Она и другие небожители всегда молятся в храме с нами, только по нашему недостоинству мы не можем видеть их. Ибо в Спасителе мира объединяются Церковь воинствующая и Церковь торжествующая, которые составляют благодатное общество, одухотворяемое Источником всякой жизни. Как сказал Господь в Святом Евангелии, «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 19).

Однако порой мы сталкиваемся с ситуацией, когда молимся о чем-то Богу и не получаем просимого. Тогда люди начинают роптать на Создателя, сетовать, что Он не слышит их и не хочет им помочь. При этом они совершенно не задумываются, молятся ли они Творцу всей душой и всем ли своим существом устремляются к Небу? Или произносят слова молитвы одними устами, а ум их находится далеко от Господа? Бог всегда рядом с нами и ждет нашего покаянного, искреннего молитвенного обращения, но мы сами отгораживаемся от Него своими грехами, рассеянностью и равнодушием, эгоизмом и черствостью, духовной слепотой и глухотой.

Поэтому, если, как нам кажется, мы не получаем ответа на свои молитвы, если не происходит чудо, которое мы ожидаем, причины тому могут быть лишь две. Либо наше обращение к Богу было формальным, когда наш ум и сердце не ведали, что произносили уста. Либо то, о чем мы просим, не полезно для нашей души. Мы должны быть всегда готовы смиренно принять волю Создателя, Который лучше знает, что нужно для нашего спасения. Примером этого может служить Сам Спаситель. Когда Он, Сын Божий, взывал к Своему Небесному Отцу в Гефсиманском саду, то завершил молитву словами: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39.

Архипастырь также выразил уверенность, что каждый верующий может вспомнить случай из своей жизни, когда с ним происходили чудеса, которых он и не ожидал. Попав в безвыходную ситуацию, человек с честью выходил из нее, потому что неожиданно обстоятельства складывались лучшим образом. Все это свидетельствует о том, что благодать Божия осеняет и охраняет нас.

В завершение митрополит Феодосий призвал всегда уповать на Бога, молиться Ему не только устами, но умом и сердцем, и смиренно принимать Божественную волю как волю доброго Небесного Отца. Будем также просить Пресвятую Богородицу, чтобы Она ходатайствовал за нас пред Престолом Своего Божественного Сына. Будем рассказывать Ей о наших заботах, горестях и радостях как своей Небесной Матери. И тогда, как бы ни складывалась наша жизнь, мы не будем чувствовать одиночества, беспомощности и бессмысленности происходящего с нами, зная, что, как сказал Спаситель, «у вас и волосы на голове все сочтены» (Лк. 12, 7). Аминь.