Едва ли сейчас в Тамбове помнят имя матушки Александры Аристовой. А между тем, в начале XX века жители города любовно называли ее мирской печальницей. Всякому скорбящему, терпевшему беду, находившемуся в унынии она спешила оказать помощь. Это было делом ее жизни.
Родилась Александра Даниловна Аристова в семье приходского священника в первой трети XIX века (точная дата ее рождения неизвестна). Отец Александры умер, когда она была еще маленькой. По обычаям того времени за детьми умершего клирика закреплялось его место. Александра рано, в 16 лет, вышла замуж. Будущий ее муж, молодой богобоязненный семинарист, собирался в монастырь и спросил на этот счет совета у своего дяди. Тот посоветовал ему жениться. Прибывая в нерешительности, молодой человек во всем положился на волю Божию и стал молиться о том, чтобы Господь указал ему, как поступить. И вот видит он сон, в котором было все изображено так, как во время его будущего сватовства к Александре Даниловне.
Муж матушки Александры стал священником и занял в приходе место ее отца. В 38 лет Александра Даниловна овдовела, оставшись с сыном и двумя дочерьми. Дети были уст-роены: сын учился в духовном училище, дочери — в Епархиальном женском училище. Матушка раздала все имущество нищим и стала странствовать по святым местам. На каникулах вместе с мамой паломником становился и сын. Окончив училище, он поступил в семинарию и в свободное от учебы время уже самостоятельно отправлялся в паломничество. Закончив семинарию по I-му разряду, сын Александры Даниловны вскоре удалился на Афон, где принял монашество и схиму. Две дочери матушки умерли. Таким образом, у нее не осталось ни-чего, что связывало бы ее в этом мире, и она всецело посвятила свою жизнь служению Богу.
Матушка Александра сняла комнату в Вознесенском женском монастыре г. Тамбова, но здесь только ночевала и, впрочем, не имела намерения принять постриг. Когда ее спрашивали: «Почему», — отвечала: «Мне некогда, дел очень много».
Что же это были за дела? Чтобы понять это, достаточно описать только один день ее жизни. Вставала она рано, шла к ранней литургии, затем к поздней в собор или в Казанский монастырь. После окончания служб, посещала болящих и скорбящих. Многих спасала она от пьянства, подбирала их, вытрезвляла, одевала, обувала и определяла на место; отучала от курения, обращала неверных. Для этого ей со склада Богородичного братства выдавали ежемесячно на 3 руб. иконки, брошюрки, разные картинки с изображением священных событий. Ее прозвали миссионершей. Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним, узнав о ее деятельности, вызвал матушку к себе, благодарил за труды, преподал ей свое благословение, подарил образ Спасителя в серебряном окладе и Евангелие.
Для помощи бедным она специально нанималась в различные работы и весь заработок раздавала нуждающимся. Ее почитатели также давали ей деньги. Иной раз в день у нее набиралась крупная сумма. Но матушка тут же все раздавала, ни копейки не оставляя для себя. Нередко сама ходила без чулок и калош, которые отдавала тем, кто в этом более нуждался. О ее бескорыстии свидетельствует такой случай. Однажды матушку посетила в ее келье знакомая монахиня, ей понравилось Евангелие, подаренное епископом Иеронимом, заметив это, матушка Александра тут же отдала ей Евангелие, хотя очень дорожила этим подарком. Очень проста была и обстановка ее кельи: кровать, стол, два стула и множество икон в переднем углу.
Приходя в гости к знакомым и видя, как они, погрузившись в мирскую суету, редко задумываются о том, о чем должен думать каждый христианин: о покаянии, кончине, страшном суде, матушка начинала петь какие-нибудь духовные песнопения, потом доставала книжечку духовного содержания и заставляла прочесть, если отказывались за недостатком времени, говорила: «Да, что делать: работай, работай, а умирать не миновать». И так постепенно отвлекала человека от мирских забот, и тот невольно задумывался о вечных вопросах. Такой же характер носили ее беседы с молодыми людьми, которые потеряли веру в Бога. Ее простая, задушевная беседа сокрушала сердца молодых скептиков и многих возвращала на путь Истины.
Праведная Александра Аристова была молитвенницей и других всегда просила усиленно молиться, особенно о скоропостижно скончавшихся и самоубийцах. Как многие подвижники, она часто говорила в рифму. Вот некоторые ее высказывания: «Житейское море — у всех свое горе. Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду терпеть и я. Бранят — в рай гонят, а хвалят — в ад пихают. Кто гордится, тот никуда не годится. Некогда лежать, надобно бежать, в гробе полежу, тогда и отдохну».
Внешне она выглядела так: красивое, доброе лицо, почти без морщин, с румянцем, волосы темные, немного с проседью. Речь отрывистая, нередко загадочная, но всегда с оттенком задушевности, с улыбкой на устах. Одевалась всегда во все черное, но не по-монашески, а на мирской фасон. Взор быстрый, проницательный. И вечно матушка чем-либо озабочена, вечно куда-либо спешит. Идет наскоро по улице. Доходит до биржи. Извозчики наперерыв предлагают ей свои услуги: замечено у них — с кем ездит ма-тушка, тот больше других выручает.
Куда же едет матушка? Туда, где есть горе, или где быть ему… Муж запил, бьет или совсем бросил жену… Жена ушла от мужа и повелась с другим… Девушка потеряла себя, вступила на путь погибельный… Родители в детях несчастливы, не дается детям ученье… Вот что озабочивало матушку. В такие и подобные семьи спешила она. До всех несчастных ей было дело. Всех скорбящих и озлобленных носила она в своем сердце, всем хотела чем-либо помочь, подать во время поддержку, облегчение, утешение…
— Батюшка, — говорит она при встрече со священником, — помолитесь о блуднице Е., чтобы Господь направил ее на путь истины…
— Куда вы, матушка?
— Вот у NN дети экзамен завтра держать будут, помолитесь, чтобы Господь помог им и успокоил родителей.
Господь сподобил ее дара прозорливости. Так, за два года до своей кончины (в 1905 году) в гостях у своих знакомых Носовых она часто плакала, и когда ее спрашивали о чем, отвечала: «На разорение Москвы». Сон я видела и Херувимскую такую во сне пела: «На разорение Москвы», так и называлась».
В 1905 г. в Москве, на Красной Пресне разыгрались страшные события, унесшие не один десяток человеческих жизней. Одна из знакомых матушки поселилась в новой квартире, и Александра Даниловна подарила ей по этому случаю икону Божией Матери «Неопалимая Купина», сказав при этом: «Думала, думала чего вам принесть и лучше ничего не нашла: вы прочтите акафист, а если времени не будет, так хоть молитву и сегодня же». Перед сном она прочитала молитву по совету Александры Даниловны, а утром уронила лампу, весь керосин разлился и воспламенился, но по милости Божией и по молитвам матушки удалось быстро потушить начавшийся пожар.
Духовные узы связывали Александру Даниловну с известной страдалицей Марией Федоровной Черновой. Однажды матушка Александра тяжко заболела, ее поместили в земскую губернскую больницу. Здесь она дала обет: в случае выздоровления сделать копию с иконы Божией Матери из иконостаса больничной домовой церкви. Через некоторое время последовало выздоровление. Исполняя обет, она заказала копию образа Богоматери и для освящения принесла ее в Богородичную церковь. В присутствии народа, находившегося в храме, было совершено торжественное освящение иконы и пропет молебен перед нею.
Отсюда Александра Даниловна принесла эту святыню Марии Федоровне в дар. Мария Федоровна сочла себя недостойной иметь ее у себя и посоветовала отдать икону в одну благотворившую ей семью. «Нет, — возразила Александра Даниловна, — иконе этой подобает быть у тебя. Это Царица Небесная — Милующая, Она помилует тебя. Она принесет тебе расположение людей и то, что ты не будешь больше нуждаться». Мария Федоровна приняла святыню с благодарностью и впоследствии определила ей место в часовне над своей могилой.
Есть свидетельства о силе молитв матушки Александры. Нервнобольной сын Носовых Аркадий Алексеевич, когда выходил «из себя», мог быть успокоен только матушкой. А в г. К-не М-ской губернии И.П. поссорился со своим приходским священником. Когда наступил Великий Пост, И.П. говел. После исповеди, перед причастием он в церкви, при народе, просил прощения у священника, но тот даже не взглянул на него. Узнав об этом, матушка (И.П. был родственником Носовых) сказала: «Ничего! На радость, на радость!».
Через два дня она приносит книгу «Училище благочестия», находит в ней статью «Наказание ненавистнику», отмечает карандашом, вкладывает иконку и велит передать тому батюшке. Когда священник прочел указанную статью, заплакал, тут же пошел в лавку к И.П. и просил у него прощения. Сестра Н.С. Носовой, также проживавшая в г. К-не М-ской губернии, заболела брюшным тифом. Н.С. вызвали к ней из Тамбова, но та приехать не смогла, а прислала иконку от Александры Даниловны. Иконку повесили над кроватью больной, и та вскоре выздоровела, хотя доктора предполагали смерть.
Предсказала матушка и свою кончину. Однажды она принесла своей знакомой две картинки с изображением гробов и одну предложила ей, та отказалась, на что Александра Даниловна сказала: «А мне очень нравится, и я себе возьму, она мне очень нужна, а, впрочем, вам еще не скоро». Умерла матушка 27 июля 1905 года. Перед смертью говорила, что во время похорон ее «будет жарко и много народа». Действительно, так и было. Отпевали ее 29 июля в Варваринской церкви, похоронили на Успенском кладбище в фамильном склепе купцов Носовых.