Блаженный Илларион Троекуровский

Память 5 ноября ст. ст., прославлен в Соборе Тамбовских святых в 1988 г.

Блаженный Иларион Троекуровский прославлен как местночтимый святой в соборе святых Тамбовской, Воронежской, Рязанской и Липецкой епархий.

Родился Иларион во второй половине XVIII века (в 1774 или 1773 году) в селе Зенкино Раненбургского уезда Рязанской губернии. Родителей его звали Мефодий и Феoдосия. С детских лет почувствовал Иларион горячую любовь к Богу. Эту любовь поддерживал и укреплял в нем его дед, Павел Игнатович, который вел очень строгую и подвижническую жизнь в отдельной избе. Родители считали, что кроткий и молчаливый Иларион не сможет стать хорошим помощником в хозяйстве, и дед взял его к себе. Тут и начались первые подвиги подвижника. Уже ничто не мешало ему молиться и поститься: пищей на целую неделю ему служили два калача. Не раз внук и дед бывали на богомолье, в том числе — в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лаврах.

При этом сам дед, опасавшийся, что напряжение детских сил в единообразии духовной жизни охладит святую ревность в его внуке, иногда насильно прогонял его с салазками на гору кататься, приказывая «не являться домой до такого-то часу». Благонравный Иларион волей-неволей слушался деда и отправлялся с салазками на горку. Ребятишки же, зная безответность Илариона, отнимали его салазки и катались на них сколько угодно, не обращая никакого внимания на Иллариона, спокойно стоявшего и наблюдавшего за ними. «Постоит, пока придет время, назначенное дедом, а там возьмет салазки и везет их домой, не прокатившись ни разу». Его любимым занятием в это время «было копать пещеры»1.

Со смертью деда Илариону пришлось вернуться к родителям, но решение о всецелом посвящении себя Богу было уже принято им. Юноше, которому было уже 14 лет, приходилось у отца трудно, особенно когда тот надумал его женить. В самый день брака Иларион ушел из дома в Киев. Возвратившись в родные места, он был радушно принят священником Тимофеем в селе Головщине, который стал его духовным наставником. В то же время, в родительском доме Иларион ежеминутно был вынужден притворяться человеком болезненным, дабы соблюсти девственную чистоту и непорочность, вынося насмешки и укоризны домашних, видя постоянную скорбь о себе родителей и жены.

По истечении четырех лет, Иларион решил навсегда оставить родительский дом и тайно укрылся у о. Тимофея в Головинщино. Когда родные прекратили его поиски, он направился в Киев, чтобы испросить у подвижников молитвенной помощи и благословения на новые труды и подвиги любви ради Христа. Затем он стал путешествовать по монастырям, терпел холод, голод и нищету.

После недолгих скитаний и гонений от братии монастыря, где он принял иноческий постриг, Иларион поселился в пещерах, что вырыл себе неподалеку от села Головинщино в местечке «Воловий овраг». Выходил Иларион только на литургию в ближайшую церковь. Смиряя себя постом и молитвенным трудом, нередко в знойный день на поляне под открытыми лучами солнца он полагал по три тысячи земных поклонов. Все его пропитание составляла редька, которую он сам и выращивал. Воды вблизи не было, приходилось пить дождевую воду и летом в ожидании дождя он мог оставаться без воды по десять дней.

Однажды во время Великого поста за литургией в храме подвижник упал в обморок, потому что ничего не ел 18 дней. Тогда на нем увидели тяжелые вериги и сорочку из медной проволоки, от которых все его тело было изранено. Обуви Иларион не носил, и его босые ноги от ветра и холода были изрезаны глубокими кровавыми рубцами. Всю его одежду в любое время года составляли длинная холщовая рубаха и халат.

За такие подвиги, в смиренном духе совершаемые, Господь сподобил своего угодника великих духовных дарований. Враг же рода человеческого возненавидел угодника Божия еще более и озлоблял его, чем только мог. И ночью и днем нападал он на подвижника то в виде хищных зверей или гадов, то в виде разбойников; иногда являлся в виде громадного змия, готового пожрать труженика Христова, а иногда подымал в пещере страшный шум и крик. Но Иларион молитвой и крестом разрушал все его козни. Тогда враг начала нападать на подвижника через людей.

Большую скорбь Илариону приносил местный управляющий, который запрещал ему жить здесь и в конце концов уничтожил вырытые им пещеры. Большим утешением для Илариона стало знакомство с другим великим подвижником — Иоанном Сезеновским. Иоанн утешал Илариона, учил терпеливо переносить все обиды, оскорбления и притеснения, и вообще был для него мудрым советником в деле спасения.

О подвижнике стала распространяться молва, к нему пошли люди, искавшие его молитв и духовного утешения. Многолюдие отягощало Илариона, и иногда, чтобы остаться наедине с Богом, он влезал на деревья в гуще леса, оставаясь на несколько дней без пищи. Когда к Илариону присоединилось еще трое подвижников, недостаток воды стал особенно ощутимым. Воду найти не удавалось, но однажды, после долгой молитвы, старец заснул, а проснувшись, увидел рядом с собой прекрасные цветы, которых раньше не было видно. На этом месте и был открыт чистый родник с водой, обладавшей целебными свойствами.

Стараниями помещика Раевского в 1824 г. подвижник переселяется в Тамбовскую губернию, в село Троекурово Лебедянского уезда. Здесь Иларион ведет затворническую жизнь. Ежедневное молитвенное правило он совершает с часу ночи до полудня, прерывая его ранней литургией, которую служили в сельском храме. Вечернее правило продолжается с трех часов дня до девяти вечера. Остальное время подвижник посвящает чтению духовных книг и приему посетителей. Пищу он вкушает только по воскресениям и четвергам, в прочие дни довольствуясь куском антидора и чашкой кофейного напитка.

К Илариону отовсюду стекался народ, чтобы получить благословение и услышать благодатное слово утешения. Наружность старца поражала своим благообразием. Среднего роста, со впалой грудью, изможденный от постоянного поста, он имел тонкие черты лица, нос с небольшой горбинкой и темно-голубые глаза, излучающие любовь. Лицо его было худое, прозрачное и необыкновенно белое. На губах часто была видна светлая улыбка. Очевидцы говорили, что подвижник походил на Ангела Божия. Будучи уже старцем, он казался юным — его озаряла редкая красота души.

Бывали у Иллариона и Тамбовские епископы, например, Николай (Доброхотов) и Арсений (Москвин), и беседовали с ним о духовным предметах.

Священник, близко знавший Илариона, рассказывал: «Скорбь ли домашняя, или сторонняя, налетит как туча, недоумение ляжет камнем на сердце — и пойдешь к Батюшке. Лишь только отворишь двери, отец Иларион уже встает с места; и положим оба по три поклона пред иконами. Затем я поклонюсь ему в ножки — и он взаимно. Я поцелую его ручку — и он взаимно. Никогда не просил он садиться, и сам стоя начинал беседу, большею частью иносказательно, открывая те помыслы, с которыми придешь к нему. Тихая приветливая речь, светлый взор старца, исполненный небесного спокойствия, любви и смирения, мигом разгонят тучу скорбей и сообщат душе благодатное умиротворение. Идешь к нему с тяжелым бременем, а от него летишь будто на крыльях».

Сразу по прибытию в Троекурово подвижник горячо пожелал устроить женскую обитель, о чем ясно говорил некоторым лицам. Так, вдове Анне Масловой на вопрос, в какой монастырь ей лучше поступить, он ответил, чтобы она никуда отсюда не уходила, так как здесь скоро будет монастырь, что и действительно исполнилось. Многие люди жертвовали средства на устроение этого монастыря. Заботился Иларион и о других храмах и обителях, например, подарил в Троицкий Лебедянский монастырь богатую серебряную ризу.

Подвижнику достаточно было сказать лишь слово кому-либо из известных ему состоятельных людей, как они тотчас спешили исполнить его желание и жертвовали на церковные нужды. Оказывал Иларион посильные жертвы и вдовам, нищим, сиротам, убогим и всем беднякам, которые приходили к нему за помощью. Странникам и богомольцам он давал на дорогу деньги, обувь и одежду. В особенности милость оказывалась им перед великими церковными праздниками; в это время его внимание обращалось по большей части на заключенных в тюрьмах, куда он отсылал разные съестные припасы.

Блаженный Илларион Троекуровский удостоился от Господа великих даров врачевства и прозорливости. Так, купец Рыхлеев, страдавший раком, исцелился после того как по совету старца помазался маслом из лампады перед Владимирской иконой Божией Матери, находившейся в его келье. Купеческой дочери А. Парудиной, за которую сватались два жениха, он сказал, что она не выйдет ни за одного из них, и что через год ее возьмет богатый жених. Женихам было отказано, а ровно через год девушка скончалась. Дворянка Александра Голдобина пришла в келью старца с мыслью — зачем ему кланяться, ведь он не Бог? Лишь только она вошла и стала делать ему поклоны, подвижник сказал ей: «не кланяйся мне, ведь я не Бог!»

Наконец, пришло время старцу окончить земную жизнь. После непродолжительной болезни он скончался на девяностом году жизни, 5 ноября 1853 г., а 10 ноября тело его с подобающей честью опустили в назначенную им самим могилу. На погребение его стеклось множество народа. День кончины старца Илариона очень почитался жителями Лебедянского края, и к этому дню к месту его погребения собиралось большое число людей не только из Тамбовской, но и из соседних губерний.

Подробнее с житием и чудесами блаженного Илариона, затворника Троекуровского можно познакомиться в епархиальной библиотеке.


Литература
1. Клоков А.Ю. Найдёнов А.А. Жизнеописание старца Илариона, Троекуровского затворника и история Троекуровского Свято-Димитриевского Иларионовского женского монастыря, — Липецк: 2007. — С. 9.

Это интересно