27 ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора: митрофорный протоиерей Борис Жабин, ключарь собора протоиерей Георгий Неретин, протоиерей Андрей Махоренко, протоиерей Виктор Лисюнин, диакон Константин Полозов и диакон Илия Кокорин.

На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н. А. Любимской.

В завершение богослужения глава Тамбовской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом.

Сегодня мы слышали евангельское чтение, которое свидетельствует о Божественной милости к нам и о том, что для нас исполнение заповеди любви к ближнему – непременное условие спасения. Оно также говорит о том, что не следует делить людей на ближних и дальних, достойных и недостойных. Как Бог посылает Свое благословение каждому человеку, так и мы должны проявлять милосердие и сочувствие.

Между Спасителем и законником произошел разговор о том, как наследовать жизнь вечную. Примечательно, что законник – это человек, который превосходно знает Божественные заповеди и Священное Писание. Его вопрос Христу был вызван не столько желанием узнать спасительную истину, сколько искусить Божественного Учителя. Спаситель напомнил ему о двух главных заповедях любви к Богу и ближнему. Тогда законник продолжил искушать Богочеловека, спрашивая: «Кто мой ближний?»

Господь рассказал удивительную притчу о милосердном самарянине – историю, которая раскрывает Божественную истину и напрямую касается каждого из нас. В притче повествуется о некоем человеке, на которого напали разбойники по пути из Иерусалима в Иерихон. Это дорога оставалась довольно безлюдной на протяжении многих веков. Известно, что даже в XIX столетии русские путники, которые совершали паломничество в Святую Землю, иногда подвергались здесь нападению лиходеев. Во времена же Спасителя она была еще более пустынной.

Разбойники избили несчастного и оставили на верную погибель около дороги. Вероятнее всего, этот человек в отчаянии взывал к Богу о помощи, ибо самостоятельно уже не мог спасти свою жизнь. Через некоторое время мимо него прошел священник, а затем левит. Это были люди, которые хорошо знали Божественный закон и призывали других исполнять его. Однако они ничем не помогли раненому, и он остался лежать на дороге до тех пор, пока к нему не подошел самарянин.

Спаситель неслучайно подчеркнул этот факт, потому что иудеи презирали самарян и не общались с ними. Когда-то этот народ был единым с иудеями, но затем стал смешиваться с язычниками и потерял чистоту иудейской веры.

Однако именно самарянин перевязал раны несчастного и доставил его в гостиницу. Там он оплатил проживание раненого и уход за ним и обещал, что на обратном пути возместит хозяину гостиницы новые расходы.

Таким образом, самарянин явил пример истинного милосердия. Ему было неважно, какой национальности и религии человек перед ним. Он только видел того, кто нуждался в помощи.

Христос спросил у своего собеседника, кто же был ближним несчастному, на которого напали разбойники. Законник не мог отрицать, что таким человеком оказался самарянин, которые не прошел мимо чужой беды. Если бы он покривил душой, его бы осудили все, кто окружал его и Спасителя и слушал их разговор.

Притча о милосердном самарянине как бы прообразует отношение к нам Господа. Отец наш Небесный всегда готов протянуть руку помощи Своим творениям, независимо от того, кто мы и насколько велики наши грехи. К сожалению, порой мы сами отвергаем Божественную любовь, не просим Создателя о милости и уповаем на свое здоровье, таланты, знания и навыки, на поддержку других людей вместо того, чтобы обратиться к Источнику жизни.

С другой стороны, эта притча являет нам пример милосердия, которому мы должны следовать в своей жизни. Ведь поучения Спасителя, которые записаны в Евангелии, были обращены не только к тем людям, которые Его окружали, но и ко всем нам. Нам следует не только слушать глаголы вечной жизни, но и исполнять их. Поэтому честно ответьте самим себе, как часто вы проявляете доброту по отношению к окружающим. Если вы видите человека страждущего или нуждающегося в чем-либо, стремитесь помочь ему словом или делом? Или больше поглощены собственными заботами?

Помните, что милосердие – это богоподобное качество, которое спасает и нас, и других людей. При Втором Пришествии Господь скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35–40).

Притча о милосердном самарянине учит, что ближние – это не только наши родственники и друзья. Мы должны относится как к своим ближним ко всем, кто нуждается в помощи. Неважно, знакомые это или незнакомые, неважно, какое у них вероисповедание и мировоззрение, неважно, кем они были в прошлом или стали в настоящем. Сердце, любящее людей, не знает преград и побеждает любое неприятие, вражду, разделение. Вспомните милосердного самарянина, который ни о чем не спрашивал, но сделал все возможное, чтобы спасти совершенно чужого человека, который происходил из народа, ненавидевшего самарян.

Мы должны также осознавать, что в жизни ничего не происходит случайно. По Своему Промыслу Господь создает для нас условия, которые способствуют нашему спасению, если мы поступаем по совести и руководствуемся Божественными заповедями. Важно откликаться на такие обстоятельства, чтобы не услышать на Страшном Суде от Высшего Судии: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25, 41–43).

В завершение Его Высокопреосвященство приветствовал всех с воскресным днем и пожелал, чтобы Господь послал нам силы проявлять добрые качества души. Архипастырь также отметил, что начинается Рождественский пост, или Филиппов, как называют его в народе, потому что он следует за днем памяти апостола Филиппа. Митрополит Феодосий пожелал помощи Божией в прохождении поприща святого поста, чтобы укрепиться духовно и должным образом подготовиться к встрече удивительного, светлого и радостного праздника Рождества Христова.

Это интересно